Количество

Количество – это характеристика предмета, свойственная далеко не всем договорам. Так, в договоре купли-продажи или аренды недвижимости, в договоре на выполнение НИОКР или в договоре на оказание услуг вопрос о количестве не возникает, поскольку каждый объект недвижимости или каждый вид работ или услуг индивидуальны и должны быть столь же индивидуально определены и описаны в договоре.

Там же, где количество имеет значение, оно является элементом определения предмета договора и, следовательно, существенным условием договора. Это, прежде всего, договоры, включенные в ГК в общее понятие купли-продажи товаров (собственно купля-продажа, поставка товаров, договор контрактации и т.д.), а также договоры мены, поскольку речь в них идет об обмене товарами. Количество передаваемых комиссионеру или агенту товаров имеет важное значение в договорах комиссии и агентских договорах, если комиссионер или агент обязуется заключать сделки по реализации товаров. Количество принятого на хранение товара указывается как обязательный реквизит двойного складского свидетельства в договоре хранения на товарном складе (ст. 913 ГК).

По поводу договора купли-продажи в ст. 465 ГК четко сказано, что если договор не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, он не считается заключенным. В отношении договора мены применяются соответствующие нормы договора купли-продажи, поскольку каждая из сторон признается продавцом и покупателем товаров (ст. 567 ГК) и положение о количестве товара для договора мены также является существенным. В отношении договоров комиссии и агентирования количество не является обязательным элементом самого договора. Однако, если речь идет о продаже комиссионером или агентом товаров комитента или принципала, количество товара становится необходимым элементом, хотя оно может устанавливаться не в самом договоре комиссии или агентирования, а в дополнительных спецификациях, передаваемых комитентом или принципалом.

Количество товара может определяться:

• в единицах измерения;

• в денежном выражении;

• путем установления в договоре порядка его определения.

В большинстве предпринимательских договоров количество товара оговаривается при заключении договора. Если товаром являются индивидуально-определенные вещи, их количество устанавливается поштучно или в иных единицах измерения, соответствующих их природе (например, количество конкретного вида ткани в метрах). При этом должно быть указано количество каждого вида индивидуально-определенных вещей, включенных в ассортимент. В отношении неиндивидуализированных товаров (например, песок, зерно, газ, нефть, древесина, электричество) предусматривается их общее количество в соответствующих единицах измерения (вес, объем и иные физические единицы, соответствующие природе товара). Если поставка товаров осуществляется в согласованные периоды, помимо общего количества договор может устанавливать количество товара, подлежащего поставке в каждый определенный период времени в течение общего срока договора.

Определение количества в денежном выражении имеет место при продаже ценных бумаг и денежных знаков, когда они используются не как платежное средство, а являются предметом сделки (например, как предмет коллекционирования).

Включение условия о порядке определения количества вместо согласования твердого количества товара, предусмотренное ст. 465 ГК, не характерно для предпринимательских договоров. Наиболее часто приводимый пример – это договор энергоснабжения граждан, в котором определяется не конкретное количество, а порядок оплаты за фактически потребленное количество электроэнергии в соответствии с показаниями счетчика. Однако и в предпринимательском договоре стороны могут указать, например, общую сумму подлежащего поставке товара и его цену, что позволяет определить количество товара. Более того, они могут предусмотреть не конкретную цену на момент заключения договора, а предусмотреть общую стоимость и рыночную цену товара на момент поставки. В договор контрактации может быть включено условие о том, что производитель обязан сдать, а заготовитель – принять всю выращенную производителем продукцию определенного вида или в предусмотренном договором ассортименте.

В приведенных выше примерах отмечалось, что при поставке товаров в ассортименте количество должно быть определено для каждого наименования товара, включенного в ассортимент. В отличие от количества, ассортимент не является существенным условием договора. Согласно ст. 467 ГК, если в договоре купли-продажи не установлен ассортимент или порядок его определения, продавец вправе передать товары в ассортименте, исходя из потребностей покупателя, которые были известны продавцу на момент заключения договора, или отказаться от исполнения договора. Из этого следует, что невнимательное отношение к указанию в договоре количества в отношении ассортимента может привести к тому, что предприниматель- покупатель либо вообще не получит товар, либо получит товары в ассортименте, который соответствует представлению продавца (поставщика) о бизнесе покупателя, а не реальным потребностям последнего.