Классификация управленческих решений

Управленческие решения можно классифицировать, руководствуясь различными классификационными признаками.

В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся

Рис. 3.1. Характеристики управленческого решения

* ЛПР – лицо, принимающее решение ранее в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан прежде всего с генерацией новых альтернатив. Следует иметь в виду, что приведенная в табл. 3.2 классификация решений, как и любая другая, использует частично пересекающиеся, порой неоднозначно определенные классификационные признаки.

Таблица 3.2

Классификационные признаки управленческих решений

Классификационный признак

Группы управленческих решений

Степень повторяемости проблемы

Традиционные – часто встречающиеся в практике;

нетипичные – нестандартные решения, поиск которых связан с генерацией новых альтернатив

Значимость цели

Стратегические;

тактические

Сфера воздействия

Глобальные – влияющие на работу организации в целом;

локальные – влияние на работу одного или нескольких подразделений

Длительность реализации

Долгосрочные;

краткосрочные

Прогнозируемые последствия решения

Корректируемые;

некорректируемые – решения, последствия которых необратимы

Характер использованной информации

Детерминированные – принятые в условиях определенности; вероятностные – решения, принимаемые в условиях риска или неопределенности

Метод разработки решений

Формализованные – решения, принимаемые по заранее заданному алгоритму; неформализованные – решения в нетипичных ситуациях, не имеющих алгоритма решений

Количество критериев выбора

Однокритериальные – простое решение; многокритериальные – сложное решение

Форма принятия

Единоличные;

коллегиальные

Способ фиксации решения

Документированные – имеющие письменное подтверждение; недокументированные – устное распоряжение

В зависимости от содержания принятого решения управленческие решения могут быть: экономическими, социальными, организаторскими, техническими и т.д.

Реализация решения может потребовать нескольких часов, дней или месяцев. Если между принятием решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок – это решение краткосрочное. В то же время все более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.

Если выбор наилучшей альтернативы производится только по одному критерию, то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством, способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими или тактическими.

Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся альтернатив окончательного решения, может быть один человек – и его решение будет, соответственно, индивидуальным. Однако в современной практике менеджмента все чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует всестороннего анализа. Такие решения называются групповыми. Усиление профессионализации и углубление специализации управления приводят к широкому распространению групповых форм принятия решений. Результат решения может сказаться на каком- либо одном или нескольких подразделениях предприятия или организации.

Уровень творчества определяется степенью использования руководителем творческого потенциала. Рутинные решения практически не предполагают использования творческого потенциала руководителя, применения специальных методов обоснования решений. Творческие решения основываются на нетрадиционных подходах, инновациях, на умении нестандартно взглянуть на возникшую проблему. Для таких решений обычно заранее не известны все имеющиеся альтернативы, невозможно использовать прежний опыт. Творческий подход используется при выборе направлений развития организации, разработке различных комплексных программ, принятии уникальных решений.

Управленческие решения могут быть разделены на фиксированные, или документированные (т.е. оформленные в виде какого либо документа – приказа, распоряжения, письма и т.п.), и недокументированные (не имеющие документальной формы, устные). Большинство решений в аппарате управления оформляется документально, однако мелкие, несущественные решения, а также решения, принятые в чрезвычайных, острых, не терпящих промедления ситуациях, могут и не фиксироваться документально.

Решения можно оценивать как хорошие или плохие по любому из двух общих критериев[1]:

1) соответствие объективным требованиям к хорошему решению в то время, когда оно принимается;

2) правильность решения, выявляемая позднее.

Соответствие решения общему критерию предполагает, что указанное решение – действенное и прагматичное, оно четко определяет, что, когда и как будет сделано по проблеме; выработано в интересах достижения целей организации; осуществлено эффективно, т.е. его реализация приносит организации определенную выгоду.