Классификация форм обучения

Организованное обучение и воспитание всегда осуществляется в рамках той или иной методической системы, получающей определенное организационное оформление. На основе анализа существующих организационных форм обучения к настоящему времени в дидактике выделены три основные системы организационного оформления педагогического процесса (рис. 3.15), которые имеют четыре коренных отличия одна от другой но следующим параметрам:

а) количественный состав обучающихся;

б) соотношение коллективных и индивидуальных форм организации учебной деятельности учащихся;

в) степень самостоятельности учащихся в процессе реализации учебной деятельности;

г) специфика руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога.

Как видно из приведенного рисунка, на этой основе выделяют три основные организационные формы обучения:

1) индивидуальная;

2) индивидуально-групповая;

3) коллективная.

Очевидно, что третья организационная форма обучения – коллективная – есть такая форма, которая объ-

Рис. 3.15. Взаимосвязь организационных форм обучения

единяет все предыдущие и позволяет многовариантным образом трансформировать форму организации обучения в соответствии с особенностью той или иной методической системы. Именно в этой форме обучения возможно создание таких ситуаций, при которых коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена, а каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной деятельности.

Фронтальная, групповая и индивидуальная работа с учащимися есть общие формы организации учебно-воспитательной работы. При фронтальном обучении педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь ученический коллектив и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность неизменно повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников. Фронтальная работа может использоваться на всех этапах урока, однако она, будучи ориентированной на среднего ученика, должна дополняться групповыми и индивидуальными формами.

До 1990-х гг. в образовательной практике очень редко использовались групповая и парная работы, а работа в сложившихся формах организации педагогического процесса не становилась коллективной в настоящем смысле этого слова. Такая ситуация обусловливалась преобладанием в образовательной практике в качестве методически разработанных и обоснованных объяснительно-иллюстративных методов работы. Это практически исключало в процессе организации учебной деятельности на уроке сотрудничество и товарищескую взаимопомощь учеников, распределение обязанностей и функций на различных этапах выполнения учебной деятельности. При господстве воспроизводящего тина обучения все ученики делают одно и то же в каждый конкретный промежуток времени и не привлекаются к управлению учебным процессом, которым руководит один учитель, чему и отвечает фронтальная организация работы.

Урок – основная форма организации обучения в школе

Таким образом, в современной системе образования с позиций целостности педагогического процесса урок рассматривается как основная форма его организации, в которой отражаются все преимущества классно-урочной системы на основе сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Многовариантность возможных сочетаний различных форм работы и их трансформаций позволяет учителю управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся на основе соблюдения принципа систематичности и последовательности, а также стимулировать различные виды активности школьников, в том числе в условиях организации внеклассной и домашней работы. Благодаря этому ученики на уроке овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности, приобретая необходимый уровень компетентности.

На рис. 3.16 представлена структура организации деятельности учителя и ученика в учебном процессе на уроке, которая непосредственно и опосредованно задает параметры деятельности ученика и во вне школьном пространстве.

Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познаватель-

Рис. 3.16. Структура организации деятельности учителя и ученика в учебном процессе на уроке

ной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для:

а) овладения всеми учениками основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения;

б) воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил каждого обучающегося как в ходе урока, так и за его пределами.

В каждом уроке можно выделить его основные элементы (звенья, этапы), которые характеризуются такими различными видами деятельности учителя и учащихся, что оказываются способны при различных сочетаниях определять структуру урока во всех возможных ее модификациях.

Под структурой урока следует понимать соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Структура урока может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Приведем классификацию уроков по Б. П. Есипову (табл. 3.6).

Таблица 3.6

Классификация уроков (по Б. П. Есипову)

Тип урока

Главная цель урока

1. Вводный урок

Дать общее представление о...

2. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Изучить...

3. Урок закрепления знаний и способов действий

Закрепить знания, сформировать умения, навыки

4. Урок комплексного применения знаний и способов действий

Выработать умение применять знания в схожей ситуации, другой или самостоятельно

5. Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Обобщить единичные знания, привести их в систему

6. Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности

Определить уровень усвоения ЗУНов и их комплексного применения

7. Урок коррекции знаний и способов деятельности учащихся

Отработать правильность воспроизведения знаний и учебно-познавательных действий

Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний есть урок, ОГЛАВЛЕНИЕм которого является новый, неизвестный учащимся материал. В одних случаях учитель сам излагает новый материал, в других – проводится самостоятельная работа учащихся под руководством учителя, в третьих – практикуется и то, и другое.

Урок закрепления знаний есть урок, направленный на вторичное осмысление ранее усвоенных знаний в целях их упрочения. Учащиеся в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, в других – решают новые задачи по известным им правилам, в третьих – устно и письменно воспроизводят ранее приобретенные знания, в четвертых – делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного в целях более глубокого и прочного их усвоения и т.п.

Уроки выработки и закрепления умений и навыков есть целая серия уроков подряд, которая в дальнейшем имеет свое продолжение при изучении других тем в структуре других уроков ознакомления и закрепления знаний.

На обобщающих уроках происходит обобщение и систематизация знаний по наиболее существенным аспектам из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Такие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом.

Уроки проверки знаний, умений и навыковуроки-контрольные, которые позволяют учителю выявить уровень обученности учащихся в определенной области, установить недостатки в овладении материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. От учащегося контрольные уроки требуют применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме.

Комбинированные, или смешанные, уроки получили наибольшее распространение в практике работы школы, а урок в современной школе, оснащенной современным оборудованием и обладающей учителем с современным уровнем подготовки, всегда является комбинированным, поскольку позволяет решать несколько дидактических задач.

На рис. 3.17 представлена примерная структура современного комбинированного урока, которая включает в себя все его этапы: анализ (проверка) домашней работы и опрос учащихся; предъявление (изучение) нового материала; первичная проверка усвоения в ходе закрепления новых знаний в тренировочных упражнениях; повторение ранее изученного; проверка и оценка знаний учащихся (контроль); задание на дом. Как видно из приведенной схемы, в структуре особо выделяются начало и конец урока, которые по времени могут занимать ничтожно малое количество времени, но по своему психологическому значению являются определяющими для всего дальнейшего хода урока.

Обязательными элементами начала и конца урока во всех охарактеризованных выше типах уроков являются организационный момент и подведение итогов урока. Организационный момент предполагает создание рабочей обстановки, актуализацию мотивов учебной деятельность и установок на восприятие, постановку целей и обеспечение их принятия учащимися, осмысление и эмоциональное запоминание материала.

Рис. 3.17. Этапы современного урока и система их взаимосвязи

На этапе подведения итогов урока важно зафиксировать достижение целей, меру участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдельности, оценить работу учащихся и определить перспективы дальнейшей работы.