Вмешательство государства в конкурентную деятельность фирм

В каких случаях государство может вмешиваться в конкурентную сферу деятельности фирм? Ответ: в случае, если это вмешательство направлено на исправление "провалов рынка". Оно будет оправданным только при условии, что позитивный эффект от государственного вмешательства перевешивает издержки осуществления самого регулирования и возможный сопутствующий негативный эффект. Такое вмешательство должно осуществляться на пресечение действий государственных (муниципальных) органов, подрывающих или устраняющих конкуренцию на рынке.

Поскольку действия (бездействие), подрывающие конкуренцию и способствующие монополизации рынка, могут исходить как от хозяйствующих субъектов, так и от государственных органов, то последовательная и системная антимонопольная политика должна осуществляться по следующим направлениям.

В отношении хозяйствующих субъектов должна вестись борьба:

o со злоупотреблением доминирующим положением;

o с согласованными действиями, ограничивающими конкуренцию;

o с недобросовестной конкуренцией.

В отношении государственных органов недопустимы:

o нормотворчество, ограничивающее конкуренцию;

o согласованные действия (нескольких государственных органов или государственных органов и хозяйствующих субъектов), ограничивающие конкуренцию;

o иные действия государственных органов, ограничивающие конкуренцию.

Контроль над конкуренцией не является отдельным направлением антимонопольной политики; это лишь инструмент для мониторинга доминирующего положения хозяйствующих субъектов. Сама по себе концентрация капитала как экономическое явление не должна быть объектом антимонопольного регулирования вообще.

Государство пытается решить вышеуказанные проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику.

Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др. К тому же обычно государство проводит антиинфляционную политику, стремится сократить безработицу. В последние десятилетия оно все более активно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует НТП, стремится поддерживать высокие темпы развития экономики. Если к этому добавить региональное и внешнеэкономическое регулирование, то станет очевидным, почему роль государства в течение XX в. неуклонно возрастала.

Государственный аппарат стремится выполнить две взаимосвязанные задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы.

Между тем стремительное увеличение государственного сектора и государственного регулирования в условиях рыночной экономики не может быть беспредельным. Рыночная экономика налагает на функции государства определенные ограничения.

Прежде всего недопустимы методы вмешательства, разрушающие рыночный механизм, подменяющие его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т.д.), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную систему, поэтому государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее ослаблять или усиливать их действие.

Следует помнить, что все экономические регуляторы противоречивы. Краткосрочные выгоды могут обернуться долгосрочными потерями. Более того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что направление действия многих из них разное, нередко прямо противоположное, поэтому необходимо своевременно выявлять негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации. Вообще, сфера действия прямых и косвенных административных методов должна быть строго определена. Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по ее разгосударствлению.

Способы разгосударствления могут быть различны. Это прежде всего поощрение конкуренции и либерализация рынков, снижение барьеров для вступления в отрасль, активная антимонопольная политика, стимулирование смешанного предпринимательства. Наконец, сильной мерой является денационализация государственной собственности, развитие процессов приватизации.

Опыт показывает, что приватизация может быть успешной лишь при наличии определенных условий. Прежде всего к ним относятся:

o наличие надежной правовой базы проведения денационализации;

o создание развитой рыночной инфраструктуры (и фондового рынка прежде всего);

o хорошо продуманная процедура продажи государственных предприятий;

o предварительная оценка величины спроса на денационализируемый сектор (или отрасли) экономики.

Лишь при наличии перечисленных условий денационализация экономики может быть эффективной. Следует помнить, что этот процесс во многом зависит от самого государства. Между тем разрастание бюрократического аппарата усложняет сам процесс принятия решений.