Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации

Статус. В системе избирательных комиссий избирательная комиссия субъекта РФ занимает особое место. Это обусловлено двухуровневой системой организации государственной власти в Российской Федерации. В связи с этим данная комиссия, с одной стороны, является самостоятельным государственным органом субъекта РФ, организующим выборы органов государственной власти субъектов РФ. Она также является вышестоящей по отношению к иным избирательным комиссиям в субъекте РФ, которые также организуют и обеспечивают подготовку и проведение этих же выборов. Тем самым на избирательную комиссию субъекта РФ возложено руководство деятельностью всех избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов.

С другой стороны, не теряя юридической самостоятельности, избирательная комиссия субъекта РФ, выступает на федеральных выборах (выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы) в роли нижестоящей избирательной комиссии, но уже по отношению к ЦИК РФ, которая организует подготовку и проведение указанных выборов и осуществляет руководство избирательными комиссиями, участвующими в соответствующих выборах.

Также следует отметить, что избирательная комиссия субъекта РФ, несмотря на то что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, не остается в стороне от муниципальных выборов. Здесь нет прямого руководства[1], но имеются различные формы взаимодействия, позволяющие избирательным комиссиям муниципальных образований осуществлять свои полномочия более грамотно, единообразно применяя избирательное законодательство.

Статус избирательной комиссии субъекта РФ определяется Законом о гарантиях избирательных прав, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ. Субъекту РФ дано право определять в конституции (уставе), законе численный состав избирательной комиссии субъекта РФ. При этом членов данной комиссии с правом решающего голоса не может быть менее 10 и более 14.

Срок полномочий избирательной комиссии субъекта РФ составляет пять лет. В случаях если срок ее полномочий истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которой участвует данная комиссия, то срок продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.

При формировании избирательной комиссии субъекта РФ присутствуют в основном политический и профессиональный аспекты. Территориальный аспект (здесь имеется в виду учет предложений по членам данной комиссии от представительного органа муниципального образования, общественных объединений и т.п.) практически не учитывается. Но это не означает, что назначение представителей от указанных лиц членами комиссий невозможно. Это свидетельствует об обратном: процесс формирования избирательной комиссии субъекта РФ должен стать компромиссом между политическими, социальными группами, государственными и муниципальными органами.

Избирательная комиссия субъекта РФ действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Это означает, что комиссия имеет свой аппарат, структуру и штат которых устанавливает самостоятельно в рамках бюджетных ассигнований. Избирательная комиссия субъекта РФ может иметь официальный печатный орган.

Полномочия избирательной комиссии субъекта РФ обширны. Это обусловлено и множеством видов проводимых в Российской Федерации выборов, и теми задачами, которые призвана решать данная комиссия. Поэтому условно полномочия избирательной комиссии субъекта РФ можно подразделить на несколько групп.

Первая группа представлена распорядительными полномочиями. Избирательная комиссия субъекта РФ обладает правом принимать решения, обязательные для исполнения субъектами избирательного права и иными лицами, так или иначе участвующими в избирательных правоотношениях.

Сюда относятся принятие решения о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе или отмене их регистрации, об исключении кандидата из списка кандидатов, об аннулировании регистрации кандидата (списка кандидатов), об отмене решения нижестоящей избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), о регистрации доверенных лиц избирательных объединений.

Избирательная комиссия субъекта РФ своим решением также утверждает форму, текст и число избирательных бюллетеней, перечень территориальных комиссий. Распорядительными актами устанавливает по поручению ЦИК РФ нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей и другие избирательные документы. Принимает мотивированные решения по рассматриваемым жалобам (заявлениям) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий.

Вторую группу полномочий можно представить как организационные полномочия данной избирательной комиссии. Сюда относятся: обеспечение на территории субъекта РФ реализации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, изданием необходимой печатной продукции; участие в организации государственной системы регистрации (учета) избирателей и в осуществлении этой регистрации (учета), в формировании и ведении регистра избирателей; участие в формировании резерва составов участковых комиссий; осуществление на территории субъекта РФ мер по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, установлению итогов голосования, определению результатов выборов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов; осуществление на территории субъекта РФ мер по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы государственной власти субъекта РФ, распределению выделенных из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ средств на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов; организация размещения заказа на производство технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, в том числе по поручению ЦИК РФ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти; оказание правовой, методической, организационно-технической помощи нижестоящим комиссиям и т.п.

Контрольные полномочия представлены в третьей группе полномочий соответствующей избирательной комиссии. К ним относятся осуществление на территории субъекта РФ контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации и нормативов технологического оборудования для участковых комиссий; проверка достоверности сведений о кандидатах, а также сведений, представляемых для регистрации кандидата (списка кандидатов); контроль за целевым использованием выделенных из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ средств; заслушивание сообщений органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления; проверка сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий; контроль за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц.