Использование психодиагностики в судебно-психологической экспертизе

Значение психологического знания в целях обеспечения правосудия и других направлений правоохранительной деятельности было осознано в полной мере еще в XIX в. и начале XX в. Так, в работах Л. Е. Владимирова обосновывалась необходимость привлечения к судопроизводству экспертов — специалистов по психологии, которые имели бы право знакомиться с материалами дела, обследовать подсудимого и других участников процесса[1].

Однако в чистом виде психологическая экспертиза в России до 1917 г. не проводилась, а психологические вопросы разрешались в рамках психиатрической экспертизы. За рубежом первые психологические судебные экспертизы стали проводиться в начале XX в., в России — в 1920-е гг. Совершенно очевидно, что для осуществления судебно-психологических экспертиз необходимы как разработанность психодиагностических методик, так и определенный уровень теоретической основы для их использования и интерпретации. Поэтому польза, которую может принести в суде психодиагностика, зависит от разработанности проблем судебной психологии, таких как психологические особенности личности преступников, психологические предпосылки преступления, достоверность свидетельских показаний, психологические условия и факторы деятельности судьи и других участников судебного процесса и проч. Так, известный отечественный юрист и психолог Д. А. Дриль считал необходимым для борьбы с преступностью глубокое изучение личности преступника[2].

Только это может привести к устранению причин преступлений, кроющихся в самой личности человека. С точки зрения Д. А. Дриля, преступность вызывается двумя причинами — внешней средой и внутренней психической структурой личности. В последней немалую роль играют органические предпосылки, психофизиологическая организация (душевные заболевания, ослабление способности контролировать свои чувственные влечения, неумение руководствоваться в своих поступках предвидением будущего). Однако органические особенности не безусловно предрасполагают к преступлению, а в зависимости от внешних условий. Поэтому Дриль видел два способа снижения преступности: широкие меры по ограничению рождаемости неполноценных людей и воспитание, воздействие на личность преступника вместе с установлением нормальных общественных отношений, созданием благоприятной социальной среды.

В процессе судебно-психологической экспертизы психолог-эксперт, используя свои специальные познания и методы, получает новые факты, необходимые для установления объективной истины по делу. В качестве объекта такой экспертизы выступает психическая деятельность подэкспертного лица (обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего) в юридически значимых ситуациях. Предмет исследования судебного психолога-эксперта — закономерности и особенности протекания и структуры психических процессов, имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия. Таким образом, психолог интересуется прежде всего такими особенностями психики подэкспертного, которые обеспечивают его возможности адекватно воспринимать окружающее (объекты, ситуации, события), сохранять в памяти, рассуждать.

Эта специфика судебно-психологического обследования требует от психолога-эксперта специальных знаний в области уголовного права, психиатрии, теории и практики судебно-психологической экспертизы, судебной психологии. Диагностическое обследование, которое проводит психолог — судебный эксперт, строится по заранее намеченному плану; методы и методики подбираются им с учетом вопросов, которые предлагаются ему судом или следователем, и на основе чтения судебного дела. Психологический диагноз ставится в свете всей разнообразной информации об испытуемом, полученной в ходе анализа жизненного пути, поступков, поведения в разных ситуациях, социо-экономических условий, медицинских заключений и проч. Психологическое заключение пишется ясным и точным языком, без использования специальных терминов; в нем даются обоснованные и однозначные ответы на вопросы, сформулированные судом или следствием; если в чем-то у эксперта нет полной уверенности, он указывает все возможные ответы (желательно с указанием вероятности каждого из них). Заключение должно быть написано нейтрально без оценочных и предположительных суждений.

Большая общественная значимость деятельности психолога-эксперта определяет высокие требования к его личности, которые в целом можно обозначить как наличие личностной и культурной зрелости. У эксперта должно быть личное понимание того, что от его честности и непредвзятости зависит судьба человека, так как судебное разбирательство должно опираться при вынесении решения на выводы научного исследования предоставленных материалов. Каждое утверждение в экспертизе должно быть обосновано соответствующими ссылками на специальную научную литературу, справочники, словари.

В настоящее время расширяется применение психологических знаний в практической юриспруденции, что способствует эффективности решения задач раскрытия и расследования преступлений. От компетентности проведения и использования результатов судебно-психологической экспертизы во многом зависят качество судопроизводства, а также соблюдение прав и охраняемых законами интересов граждан.

Выше были перечислены сферы практической деятельности людей, которые традиционно сильно нуждаются в применении психодиагностики; но наряду с ними психодиагностические методы используются в армии, спорте, для повышения эффективности управленческой и групповой деятельности людей.