Использование аудита

Сравнительно новым, но достаточно эффективным элементом экономического механизма охраны земель и иных компонентов окружающей среды, подвергаемым правовому регулированию, считается экологический аудит. Под ним понимается независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований в области охраны окружающей среды, в том числе нормативов и нормативных документов, требований международных стандартов, а также подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Аудит можно рассматривать как своеобразный вид земельного контроля, результаты которого представляются только его заказчику и могут свидетельствовать об экологической безопасности предприятия, выполнении им земельных и иных природоохранных требований, послужить основой рекламирования продукции и повышения инвестиционной привлекательности предприятия (или наоборот).

Анализ соответствия деятельности предприятия требованиям рационального природопользования может включать аудит: документов на право пользования землей, водами, лесами, недрами и выполнения требований рационального землепользования и охраны земель, вод, лесов, недр, атмосферного воздуха; соблюдения природопользователем условий лицензий и договоров, в том числе на комплексное природопользование; выполнения законных требований органов местного самоуправления и исполнения взятых на себя обязательств.

К видам деятельности, связанной с аудитом, можно отнести:

– консультирование; обследования, направленные на выявление деградированных и загрязненных земель в целях их консервации и реабилитации; оценку прошлого экологического ущерба; составление финансовой и бухгалтерской отчетности о плате за землепользование;

– анализ финансово-хозяйственной деятельности по использованию земельных и иных природных ресурсов; консультирование при решении земельных споров в соответствии со ст. 76 Закона об охране окружающей среды и ст. 64 ЗК;

– составление бизнес-планов с включением в них мероприятий по охране земель и окружающей среды и организации рационального использования земель и иных природных ресурсов.

Экономическое стимулирование рационального использования земель

В целях повышения заинтересованности землеобладателей в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и рационального использования земель на основании бюджетного и налогового законодательств.

Бюджетное законодательство базируется на БК, законодательство о налогах и сборах – на НК и иных федеральных законах. Экономическое стимулирование охраны и рационального использования земель в соответствии с бюджетным, земельным, природоохранным законодательствами и законодательством о налогах и сборах могло бы включать:

– выделение средств регионального или местного бюджетов для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;

– освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, в период, предусмотренный проектом производства работ;

– частичную компенсацию из средств бюджета снижения налога в результате временной консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;

– поощрение граждан, ведущих крестьянское или личное подсобное, приусадебное хозяйство, лесхозов и иных предприятий, а также их руководителей и специалистов за улучшение качества земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда;

– установление повышенных цен на экологически чистую продукцию и др.