Исполнение решений Конституционного Суда РФ

Как было указано выше, решение КС РФ, вынесенное по итогам рассмотрения дела, за исключением постановления, принятого в порядке, предусмотренном ст. 47.1 (разрешение дел без проведения слушания) Закона о КС РФ, провозглашается в полном объеме в открытом заседании КС РФ немедленно после его подписания.

Постановления и заключения Конституционного Суда не позднее чем в 2-недельный срок со дня их подписания направляются: судьями КС РФ сторонам. Президенту РФ, Государственной Думе, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека, ВС РФ, ВАС РФ, Генеральному прокурору. Председателю следственного комитета РФ, министру юстиции РФ.

Решение КС РФ окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Суда, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Суда, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Постановление Суда, принятое в порядке, предусмотренном ст. 47.1 Закона о КС РФ, вступает в силу со дня его опубликования. Иные решения Суда вступают в силу со дня их принятия.

Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).

С учетом данного КС РФ в Постановлении от 16.06.1998 № 19-П толкования ст. 125—127 Конституции однозначно указывается, что решения КС РФ имеют общеобязательное значение, обязывают всех правоприменителей действовать в соответствии с правовыми позициями КС РФ и по существу носят нормативный характер.

Решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов не обладают такой юридической силой, а являются по своей природе правоприменительными. В то же время конституционно закреплена компетенция высших судебных инстанций данных судов по даче разъяснений по вопросам судебной практики, и на основе этого в соответствующих федеральных конституционных законах развито и закреплено правовое значение для правоприменителей данных официальных разъяснений. Конституция РФ не препятствует признанию разъяснений ВС РФ и ВАС РФ по вопросам судебной практики, принимаемых ими на основании ст. 126 и 127 Конституции РФ, в качестве общеобязательных.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Суда неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

В случае если решением КС РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция РФ.

Позиция Суда относительно того, соответствует ли Конституции РФ смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой, выраженная в постановлении КС РФ, в том числе в постановлении по делу о проверке по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционности закона, примененного в конкретном деле, или о проверке по запросу Суда конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления Суда (ст. 79 Закона о КС РФ).

Статья 80 Закона возлагает обязанность на государственные органы и должностные лица по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией РФ в связи с решением КС РФ, если нормативные акты, их отдельные положения признаны неконституционными либо из решения Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Суда влечет ответственность, установленную федеральным законом (ст. 81 Закона).

В соответствии со ст. 87,91,95, 100 Закона признание федерального закона, нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативного акта субъекта РФ, не вступившего в силу международного договора неконституционными полностью или в части, признание акта не входящим в компетенцию издавшего его органа государственной власти влечет определенные последствия.

В том числе является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на признанных неконституционными полностью или частично нормативных актах либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными. Положения нормативных актов, признанных неконституционными полностью или в части, не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами. Международный договор не может быть ратифицирован, утвержден и не может вступить в силу для Российской Федерации иным образом. Акт государственного органа власти, изданный с превышением его компетенции, утрачивает силу со дня, указанного в постановлении.

В случае признания Судом закона, примененного в конкретном деле, неконституционным, данное дело, во всяком случае, подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.