Инвестиционный потенциал торговой отрасли и эффективность его использования

В настоящем параграфе мы остановимся только на показателях, связанных со стоимостными характеристиками инвестиционного потенциала торговой отрасли и динамикой показателей эффективности их использования. В период 2000–2011 гг. основная доля инвестиций приходилась на инвестиции в основной капитал (более 98%). Инвестиции в другие нефинансовые активы, затраты на исследования и разработки и инвестиции в объекты интеллектуальной собственности суммарно не превышали 2%.

В табл. 18.7 и 18.8 представлены сведения об инвестициях в основной капитал торговой отрасли за период 2005–2011 гг.

Таблица 18.7

Инвестиции в основной капитал в торговой отрасли России

Показатель

Годы

2011 г.,

%

к 2010 г.

Среднегодовой темп роста, %

2005

2007

2009

2010

2011

1. Инвестиции в основные фонды экономики РФ – всего, млрд руб.

3611

6716

7976,0

9152,1

10776,8

117,75

119,99

1.1. Из них инвестиции в основной капитал торговой отрасли, %

3,6

4,3

3,3

3,7

3,2

-

-

в сумме, млрд руб.

129,1

288,8

263,2

338,6

344,9

101,86

117,66

1.1.1. Торговля автотранспортными средствами, млрд руб.

14,45

33,6

39,9

45,8

43,1

94,10

119,98

% к п. 1

0,4

0,6

0,5

0,5

0,4

-

1.1.2. Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, млрд руб.

75,8

147,8

119,6

146,4

150,9

103,07

112,16

% к п. 1

2,1

2,2

1,5

1,6

1,4

-

-

1.1.3. Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, млрд руб.

39,7

107,4

103,7

146,4

150,9

103,07

124,93

% к п. 1

1,1

1,6

1,3

1,6

1,4

-

-

Таблица 18.8

Динамика источников инвестиций в основные фонды торговой отрасли

Показатель

2005 г.

2007 г.

2010 г.

Среднегодовой темп роста, %

1. Основные фонды торговой отрасли РФ (полная учетная стоимость), млрд руб.

5906

6176

11 092,3

113,43

2. Инвестиции в основной капитал торговой отрасли, млрд руб.

129,1

288,8

338,6

121,27

3. Источники финансирования инвестиций

3.1. Собственные средства: в сумме, млрд руб.

58

120

244,1

133,30

% к п. 2,

44,6

41,5

72,1

в том числе:

3.1.1. Амортизация в сумме, млрд руб.

27,2

52,3

75,2

122,55

% к п. 2

20,9

18,1

22,2

3.1.2. Прочие собственные средства:

в сумме, млрд руб.

30,8

67,6

168,9

140,54

% к п. 2,

23,7

23,4

49,9

-

в том числе:

3.1.2.1. Прибыль реинвестируемая:

в сумме, млрд. руб.

26,4

57,5

н/д

-

% к п. 2

20,3

19,9

-

-

3.2. Привлеченные средства:

в сумме, млрд руб.

72

169

94,5

105,58

% к п. 2,

55,4

58,5

27,9

в том числе:

3.2.1. Кредиты и займы: в сумме, млрд руб.

18,2

45,0

н/д

-

% к п. 2

14,0

15,6

Мы видим, что до начала кризиса 2008–2009 гг. инвестиции в сумме росли и увеличивалась их доля в общем объеме инвестиций. В источниках финансирования инвестиций доля собственных средств торговых предприятий выросла, а доля привлеченных средств сократилась к 2010 г. почти вдвое. В структуре собственных средств доля амортизации незначительно выросла, доля прочих собственных средств растет быстрее.

В табл. 18.9 приведены значения показателей эффективности использования инвестиционных ресурсов торговой отрасли. При этом учтен тот факт, что инвестиции предполагают некоторый временной промежуток между моментом начала инвестирования и получением отдачи от инвестиций. В отличие от оборотного капитала, который оборачивается в течение финансового года несколько раз, инвестиционные ресурсы вкладываются в проекты, которые могут реализовываться не один год. Поэтому в расчетах экономической эффективности инвестиций мы сопоставили сумму прибыли, полученной в текущем году, с инвестиционными затратами предыдущего года. В результате мы получили коэффициент, характеризующий прибыльность инвестиционных затрат, произведенных в предыдущем году. Такой подход может считаться корректным при условии, что срок окупаемости большинства проектов, реализуемых в отрасли, не превышает двух лет. Более точные расчеты возможны только при наличии подробной информации о продолжительности и условиях инвестирования.

Таблица 18.9

Динамика показателей эффективности использования инвестиций торговой отрасли

Показатель

2005 г.

2007 г.

2008 г.

2010 г.

2010 г.,

%

к 2005 г.

Среднегодовой темп изменения, %

1. Чистая прибыль торговой отрасли РФ, млрд руб.

399

641

791

1095,0

274,44

122,37

2. Инвестиции в основной капитал торговой отрасли, млрд руб.

130,0

288,8

323,5

338,6

260,47

121,10

3. Экономическая эффективность инвестиций, коэффициент (и. 1/п. 2)

-

3,873

2,739

3,016

77,88*

95,12

* 2010 г., % к 2007 г.

В розничной торговле в 2008–2010 гг. основными направлениями инвестирования средств были: обновление и модернизация оборудования (на это направляли денежные средства около 30% предприятий, осуществлявших инвестиции), увеличение торговых и складских помещений (12–15%) и открытие филиалов (7–8%).

Помимо приведенных в табл. 18.9 расчетных значений показателей для характеристики результатов инвестиционной деятельности применяются следующие показатели:

• валовое накопление (в соответствии с методологией системы национальных счетов включает валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств и чистое приобретение ценностей);

• удельный вес валового накопления основного капитала в ВВП;

• ввод в действие основных средств по полной учетной стоимости;

• коэффициент обновления основных средств (в постоянных ценах).

Перечисленные показатели характеризуют состояние и динамику изменения одного из главных элементов экономических ресурсов отрасли – материальных ресурсов, объединяющих основной и оборотный капитал. В табл. 18.10 приведены значения показателей, отражающих накопление основного капитала и обновления основных средств.

В целом по России валовое накопление основного капитала к 2010 г. приблизилось к одной пятой объема ВВП, причем в 2009 и 2010 гг. произошло заметное снижение показателя относительно уровня 2008 г. В постоянных ценах накопление основного капитала в российской экономике в 2010 г. составило только 75% от уровня 2008 г. При этом сокращение ввода в действие основных средств в торговой отрасли было не столь значительным: в 2010 г. их было введено в действие всего на 4% меньше, чем в 2008 г. Валовое накопление основного капитала в торговой отрасли в 2000–2010 гг. находилось в пределах 3–4% общего объема валового накопления основного капитала.

Таблица 18.10

Динамика показателей результатов инвестиционной деятельности торговой отрасли России

Показатель

2000 г.

2005 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Среднегодовой темп изменения, %

1. Валовое накопление, млрд руб.

1365,7

4338,7

10 526,1

7344,8

10288,3

13644,4

123,27

% к предыдущему году (в постоянных ценах)

175,2

109,5

110,5

59,0

128,4

121,3

-

2. Валовое накопление основного капитала – всего, млрд руб.

1209,6

3836,9

9200,8

8353,2

9829,2

11 620,4

122,84

% к предыдущему году (в постоянных ценах)

116,6

110,2

109,7

85,3

106,3

108,0

-

3. Удельный вес валового накопления основного капитала в ВВП, %

16,6

17,8

22,3

22,0

21,8

25,0

-

4. Ввод в действие основных средств (по полной учетной стоимости) – всего, млрд руб.

843,4

2943,7

5744,8

6356,2

6257,9

н/д

122,19

% к предыдущему году (в постоянных ценах),

125,1

111,0

114,0

96,6

99,0

н/д

в том числе ввод в действие основных средств в торговой отрасли, млрд руб.

31,1

211,0

262,2

255,5

252,1

219,7

119,45

5. Коэффициент обновления основных средств в целом по экономике, %

1,8

3,0

4,4

4,1

3,9

3,9

-

6. Коэффициент обновления основных средств в торговой отрасли, %

-

6,4

8,6

7,0

6,8

6,1

-