Интегрированный бухгалтерский учет в системе управления организацией

Согласно Закону о бухгалтерском учете, ответственность за организацию бухгалтерского учета и хранение бухгалтерских документов несет руководитель организации. Для выполнения работ по ведению бухгалтерского учета руководитель создает финансово-экономическую службу во главе с финансовым директором (главным бухгалтером), с которым руководитель заключает трудовой контракт, либо поручает выполнение этих работ сторонней организации на договорных началах. В соответствии с вышеупомянутым законом, индивидуальные предприниматели и (или) лица, занимающиеся частной практикой, могут сами вести бухгалтерский учет, выполняя также и иные обязанности, установленные для руководителя организации.

Главный бухгалтер организует учет в соответствии с вышеупомянутым законом, согласно которому он или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

— иметь высшее образование;

— иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

— не иметь неснятой или непогашенной судимости за экономические преступления (ст. 7 Закона о бухгалтерском учете).

Назначение на должность и освобождение от должности главного бухгалтера (бухгалтера) производится в порядке, установленном уставом организации. Руководитель обязан создать все условия для правильной организации бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и службами, работниками предприятия требований главного бухгалтера к порядку оформления и представления для ведения учета и составления отчетности документов и сведений.

При возникновении разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем и главным бухгалтером/иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета, а объекты бухгалтерского учета отражаются (не отражаются) ими по письменному распоряжению руководителя, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию и достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

При формировании системы бухгалтерского учета организация:

— самостоятельно выбирает организационную форму бухгалтерской службы в зависимости от вида деятельности, структуры и конкретных условий хозяйствования;

— определяет форму и методы бухгалтерского учета, технологию обработки информации при соблюдении общих методологических принципов, установленных нормативными документами;

— разрабатывает самостоятельно систему внутреннего управленческого учета, контроля и отчетности;

— может выделить на самостоятельный баланс вспомогательные и обслуживающие производства, филиалы, представительства и другие подразделения, входящие в ее состав.

Исполнение учетных функций в организации оговаривается в приказе об учетной политике, разрабатываемой главным бухгалтером и утверждаемой руководителем.

Статус учетной системы в организации постоянно повышается, так как процессы принятия управленческих решений неразрывно связаны с уровнем информационного обеспечения системы управления организацией, призванное носить комплексный характер и основываться на применении интегрированной системы бухгалтерского учета, состоящей из трех подсистем: финансовой, управленческой и налоговой.

Необходимость интеграции данных подсистем вызвано тем, что каждая по отдельности не удовлетворяет современным запросам заинтересованных пользователей. Финансовая учетная система используется в целях управления организацией, но не всегда соответствует им из-за отсутствия таких качественных характеристик, как релевантность и справедливая оценка, так как это не предусмотрено жесткими правилами регулирования бухгалтерского финансового учета. Управленческая учетная система, являясь важнейшей составной частью информационной системы управления организацией, не всегда правомерна в раскрытии информации, носящий приблизительный характер. Налоговая учетная система, в меньшей степени ориентированная на управление организацией, приобретает все большую значимость в связи с усилением зависимости ее финансового состояния от выбранной учетной политики в целях налогообложения.

Интегрированная учетная система является одним из перспективных направлений информационного обеспечения системы управления организацией, так как информация объединяет процессы, технологии, персонал и ресурсы, результатом взаимодействия которых возникает интегральный экономический эффект.

Необходимость формирования интегрированной учетной системы обусловлено разносторонними информационными потребностями системы управления организацией, отражающих стратегию ее развития, которая, в свою очередь, представляет собой систему оценочных показателей, учитывающих важнейшие параметры финансово-хозяйственной деятельности организации, включая показателей эффективности. В частности, финансовая учетная система формирует показатели, характеризующие результативность деятельности, финансовое состояние и финансовую устойчивость организации.

Показатели управленческой системы объективно отражают производственный потенциал организации и служат основой для разработки параметров эффективности ее деятельности, а также их корректировки посредством принятия управленческих решений для достижения целей ее функционирования управленческой системы организации. В рамках этой же системы, как правило, выявляются, анализируются и оцениваются причины отклонений полученных показателей от заданных параметров целевой направленности системы управления. Отделение налогового учета от финансового в качестве компонента интегрированной учетной системы позволяет исключить влияние нормативно-законодательных актов на организацию информационного процесса принятия управленческих решений, так как организация будет свободна в выборе методологии функционирования учетной системы, поскольку они организуются как автономные.

С другой стороны, комбинирование информации как входного ресурса определяется ОГЛАВЛЕНИЕм управленческой проблемы. Например, для принятия одного управленческого решения достаточно информации бухгалтерского финансового учета и отчетности, для другого — требуется информация финансового и управленческого учета, для третьего решения необходима информация финансового и налогового учета, а для четвертой — информация всех элементов системы.

Принятие управленческих решений основано на формировании информационных запросов к компонентам интегрированной учетной системы и позволяет влиять на структуру информационных потоков, ориентированных на оценочные показатели и управленческие решения. Для этого следует использовать возможности финансового учета и отчетности, поскольку их наличие закреплено законодательно, в том числе в части снабжения системы управления организацией информацией об имущественном и финансовом состоянии и финансовых результатах.

Путем расширения границ финансового учета и отчетности для целей управления можно перейти к построению системы управленческого учета и отчетности как дополнению или как самостоятельному направлению формирования информации о разных затратах по моделям учета, центрам ответственности, сегментам деятельности и др.

В качестве элемента интегрированной системы в рамках управления организацией выделяется и налоговый учет, подлежащий определенным организационным изменениям в соответствии с целями управления, хотя, как правило, вмешательство в эту систему со стороны управления ограниченно и в большинстве случаев учетная информация как ресурс данного элемента соответствует управленческим потребностям.

Таким образом, интегрированный подход к организации информационных потоков трех подсистем бухгалтерского учета способствует созданию оптимальной модели информационного обеспечения процесса управления. При этом чем точнее и полнее будут определены информационные запросы субъектов управления к входящим элементам интегрированной учетной системы, тем качественнее будет информация.

Следует также отметить, что интеграция элементов финансовой, управленческой и налоговой учетных систем носит организационный характер и не затрагивает их предметной и методологической сущности, т.е. их автономность не нарушается. В данном контексте повышается ценность финансового учета и отчетности, финансового и управленческого анализа, управленческого учета и отчетности, бюджетирования, налогового планирования, учета и анализа для целей управления организацией.

Интегрированный учет в систему управления позволяет определить стратегию развития организации, диагностировать ее текущую деятельность, применять корректирующие воздействия в случае отклонений от заданных параметров, путем информационного обеспечения управленческих процессов, что значительно повышает качество и эффективность принимаемых управленческих решений. В то же время эффективность интегрированной учетной системы для целей управления организацией тесно взаимосвязана с уровнем восприятия ее пользователей. В этой связи ценность учетной информации для целей управления и качество управленческих решений, принятых на ее основе, напрямую зависит от уровня квалификации и профессионализма как работников подсистем интегрированного учета, так и пользователей информации в лице руководителей разных уровней и специалистов соответствующих профилей, призванных постоянно совершенствовать свои навыки через систему образования, повышение квалификации и переподготовки кадров.