Интегральная технология

Интегральная технология нацелена на формирование целостного подхода обучаемого к окружающему миру. Традиционный предметный подход предусматривает деление знаний на гуманитарные, естественные и технологические отрасли. Между тем давно высказывается мнение, что предпочтительнее формировать общую картину мира, а не приобретать разрозненные знания из отдельных учебных предметов. Пока интегральный подход в обучении не испробован, и отдельной технологией его вряд ли можно внедрить, однако в некоторых ситуациях интегральная (объединяющая) технология будет полезна.

Принципы интегральной технологии таковы:

• формирование интегрального содержания;

• презентация учебного материала на интегральной основе;

• формирование целостных знаний обучаемых;

• развитие личностного потенциала ученика.

Разумеется, вначале необходимо создать условия для развития и самореализации школьника путем формирования целостных знаний об обучаемом объекте. Задачи технологии следующие:

1) раскрыть личностный потенциал ученика;

2) сформировать интерес, реальные мотивы учения;

3) стимулировать механизм самоактуализации и самореализации ученика;

4) сформировать личность школьника, который сумеет провести в жизнь свое свободное и независимое мнение.

Интеграция учебных предметов предусматривает поиск общих оснований для сближения предметных знаний и получения новых знаний из традиционно обособленных. Это сложная задача – оказывается, разъединять легче, чем соединять. Пока идут наиболее простым путем: проводятся так называемые бинарные уроки, например, химии и физики, литературы и истории, на которых рассматриваются одни и те же знания, но с различных сторон. Это первый этап интеграции. Учитель одного предмета и учитель другого предмета формируют модель-проект интегрированного урока, согласовывают учебную деятельность вокруг общей образовательной цели. Выбираются наиболее подходящие методы, приемы, формы работы. Картина восприятия изучаемого предмета из лоскутной превращается в более целостную. Учебные занятия па интегрированной основе могут проводиться в различных формах, например в виде устного журнала, экскурсии, соревнования, театрализации и т.п.

Особенно внимательно следует подходить к отбору учебного материала и построению структуры его презентации. Здесь можно выделить следующие этапы:

1) отбор фактического материала учителями-предметниками;

2) формирование смысловых блоков;

3) определение зон пересечения смысловых блоков.

Интегрированные уроки с применением данной технологии требуют долговременной и тщательной подготовки, подлинно партнерского взаимодействия педагогов и обучаемых.