Инструменты регулирования страховой деятельности

Наиболее распространенные инструменты, используемые регулирующими структурами в зависимости от поставленных целей, обобщены в табл. 26.3.

Таблица 26.3

Инструменты регулирования страховой деятельности

Цель

Инструменты

Поддержание платежеспособности страховых компаний

– Требование к минимальному уровню собственного капитала;

– правила распределения прибыли и создание резервных фондов;

– требование к компетентности менеджмента компании;

– требование к репутации собственника;

– разделение операций по страхованию жизни и страхованию иному, чем страхование жизни (общему);

– правила формирования технических и математических резервов;

– определение допустимых активов страховых компаний и правил их оценки;

– правила инвестирования страховых резервов;

– правила соответствия активов обязательствам;

– требования к финансовой отчетности;

– аудиторские проверки финансового состояния компании;

– регулирование отношений с перестраховщиками;

– ограничение максимального размера собственного удержания;

– системы раннего предупреждения;

– установление маржи платежеспособности;

– ограничение тарифов снизу

Обеспечение справедливости и доступности продукта

– Ограничение тарифов сверху;

– требование к публикации информации;

– регулирование содержания и формы договоров страхования;

– ограничение видов страхования;

– ограничение издержек;

– ограничение рекламной деятельности;

– государственные субсидии;

– требование обязательного обслуживания;

– введение обязательных видов страхования;

– регулирование рыночного поведения

Стабильность рынка

– Сбор, обработка и опубликование информации о развитии страхового рынка;

– поощрение создания профессиональных объединений страховщиков;

– развитие механизмов саморегулирования;

– создание национальных гарантийных фондов

Поддержка национальных страховых компаний

– Процесс и правила лицензирования страховых компаний;

– правила участия иностранного капитала;

– правила работы компаний с участием иностранного капитала;

– регулирование конкурентной политики;

– регулирование каналов распространения (в том числе деятельности страховых посредников)

Содействие

развитию

экономики

– Принципы налогообложения;

– правила инвестирования страховых резервов;

– формы организации страховых компаний;

– участие страховых компаний в обеспечении социальной защиты

Основным направлением государственного регулирования является контроль и поддержание платежеспособности. Методы и инструменты регулирования платежеспособности в том или ином сочетании используются практически на всех страховых рынках.

Некоторые требования к платежеспособности предъявляются на этапе создания страховой компании. Поскольку основной гарантией надежности страховщика в случае действия неблагоприятного тренда убыточности является наличие собственного капитала, то обычно устанавливается его минимальный размер, необходимый для получения лицензии. Величина минимального уставного капитала варьируется по странам в зависимости от класса страхования. Кроме того, на стадии лицензирования могут предъявляться требования к репутации и компетентности менеджмента, а также к репутации собственника создаваемой компании. Обычно в условиях развитых страховых рынков компания не может одновременно проводить операции по страхованию жизни и страхованию иному, чем страхование жизни.

В качестве мер оперативного поддержания платежеспособности и финансовой устойчивости страховой организации во многих случаях устанавливаются правила формирования страховых резервов; правила инвестирования страховых резервов и собственных средств страховщика; правила соответствия активов обязательствам компании. Используются меры, ограничивающие размер принимаемого риска, устанавливается лимит собственного удержания и регулируются отношения с перестраховщиками. Страховщик может быть обязан направлять часть полученной в благоприятные периоды прибыли на создание резервных фондов, которые могут быть использованы в случае, если фактические убытки превысят ожидаемые, хотя зачастую максимальный размер таких отчислений ограничивается регулирующим органом.

Особое значение в системе инструментов государственного регулирования платежеспособности, а также справедливости и доступности страхования в ряде стран придается тарифной политике. В случае усиления конкуренции компании стремятся привлечь клиентов за счет низкой цены, которая не позволяет сформировать адекватные резервы, что может привести к неплатежеспособности и банкротству. Для предотвращения подобных ситуаций тарифы, применяемые страховыми компаниями, могут ограничиваться снизу. Страховщики могут устанавливать цены и выше конкурентного уровня, пользуясь неосведомленностью потребителя: в этом случае возникает необходимость ограничения тарифов сверху.

Можно выделить три вида регулирования страховых тарифов. Первый предусматривает обязательное одобрение органом надзора перед их использованием – в частности, это может быть обязательное установление тарифов или некоторого коридора их колебания. Во втором случае компания может устанавливать и применять тарифы по своему усмотрению в соответствии с существующими правилами, но при этом обязана представлять отчет о внесенных изменениях в регулирующие структуры. В третьем случае вопрос определения уровня тарифа находится полностью в ведении страховщика.

Другой способ ограничения цен – установление максимальной доли издержек и комиссионных в уплачиваемой страхователями премии. Инструменты, контролирующие долю комиссионных вознаграждений и издержки, служат решению задачи государственного регулирования по обеспечению справедливости и доступности страхового продукта.

Для преодоления существующей асимметрии информации в пользу производителей страховых услуг, а следовательно, достижения социальной справедливости на уровне страховой организации регулирующие органы контролируют следующее:

• обязательное предоставление страховщиками страхователям определенной, в том числе финансовой информации;

• защиту потребителей от недостоверной информации на основе ограничения и регламентации рекламной деятельности страховщиков;

• введение в действие единых форм договоров и ограниченного количества видов страхования.

Для обеспечения равного доступа к страхованию для различных социальных групп выполняются следующие задачи регулирования:

• непосредственное субсидирование государством наименее обеспеченных слоев населения, нуждающихся в страховом покрытии;

• введение обязательных видов страхования как основание для более жесткого регулирования, ведущего к снижению цен и к расширению круга страхователей;

• в ряде случаев обязательное требование продления или перезаключения договора медицинского страхования;

• установление различных тарифов для жителей городских, пригородных и сельских территорий. Иногда это требование дополняется установлением различных тарифов для жителей процветающих и депрессивных регионов.

Зачастую органы надзора выполняют функцию комитета по защите нрав потребителей, принимая и улаживая жалобы и претензии клиентов к страховым компаниям и регулируя таким образом рыночное поведение страховщиков.

Поддержанию стабильности рынка способствует возможность своевременного выявления и прогнозирования колебаний различных показателей функционирования рынка. Это достигается за счет статистических исследований, основанных на собираемой органами надзора базе данных по отдельным страховым компаниям и страховому рынку в целом.

В ряде стран значительную роль в создании репутации и поддержании устойчивости страхового рынка играют профессиональные объединения страховщиков и используемые ими механизмы саморегулирования. Поскольку доверие ко всему рынку может быть подорвано в результате банкротства одной компании, предусматриваются создание гарантийных фондов, использующихся для обеспечения обязательств несостоятельных страховщиков, а также передача портфеля банкрота другим участникам рынка.

Поддержка национальных страховых компаний и ограничение работы иностранных страховщиков характерно для стран с несложившимися страховыми рынками. Такая политика может выражаться как прямо – через ограничения в процессе лицензирования и продажи существующих компаний иностранным инвесторам или определения специальных условий работы, так и косвенно – через ограничение доступа к каналам распространения и сбыта. Государственная политика также может определять количество и объем операций страховых компаний, предоставлять монополию на проведение определенных (чаще всего обязательных) видов страхования уполномоченным национальным страховым компаниям.

Возможности регулирования страховой деятельности с целью развития экономики практически не ограничены. Среди наиболее очевидных выделяются принципы налогообложения, правила инвестирования и участие страховщиков в предоставлении социальной защиты населению. Использование налоговых льгот характерно для пенсионного страхования: экономическими результатами являются повышение нормы сбережения и расширение источников долгосрочных инвестиций. Правила инвестирования позволяют финансировать приоритетные с точки зрения правительства секторы экономики. Участие страховых компаний в предоставлении социальной защиты снижает нагрузку на государственный бюджет и стимулирует личную заинтересованность граждан.

Сочетание механизмов, используемых регулирующими структурами в разных странах, определяется целями регулирования, которые в свою очередь формируются на основании общих политических убеждений наиболее активных участников процесса регулирования и выбранной модели государственного воздействия на финансовый, в том числе и страховой, рынок.

Выводы по главе

Страхование является комплексным финансовым институтом, поэтому регламентирование страховой деятельности представляет собой совокупность нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений в области страховой деятельности.

Государственное регулирование страховой деятельности органично сочетается с тремя основными экономическими функциями государства: обеспечением эффективности, равенства, стабилизации.

Главными целями регулирования страховой деятельности являются защита прав потребителей и содействие интересам общества.

Задачи государственного регулирования страховой деятельности: контроль за платежеспособностью, обеспечение справедливости и доступности продукта, обеспечение стабильности рынка, поддержка национальных страховых компаний, содействие экономическому развитию.

Система регулирования страховых рынков на национальном и мировом уровне представляет собой совокупность институтов государственного и межгосударственного регулирования и саморегулирования.

В соответствии со структурой страховых рынков выделяются три основных типа государственного регулирования страховой деятельности:

• либеральный;

• ограничивающий рыночные механизмы;

• централизованный государственный.

В мировой практике регулирования страховой деятельности выделилось две основных модели регулирования: модель жесткого регулирования и либеральная модель регулирования страхования, каждая из которых реализуется в рамках определенной системы права – континентальной или англо-американской.

Система организации регулирования страховой деятельности отличается по странам, в то же время в соответствии с международными соглашениями достигается некоторая степень их гармонизации.

Инструменты, используемые регулирующими структурами, зависят от поставленных целей регулирования страховой деятельности.

Процесс государственного регулирования страховой деятельности определяется степенью остроты и сложности решаемых проблем, сочетание которых определяет участников процесса регулирования: политическую элиту, бюрократию, страховую отрасль, потребителей.

Структура и механизм государственного регулирования страховой деятельности определяются постановкой его цели и задач, а также выбором инструментов регулирования.