Инструменты и методы денежно-кредитного регулирования, используемые центральными банками

Суть денежно-кредитной политики, как было описано в гл. 2, состоит в воздействии па экономическую конъюнктуру посредством изменения количества находящихся в обращении денег. При рассмотрении денежно-кредитной политики важно разделять ее цели, методы и инструменты.

Денежно-кредитная политика центрального банка всегда соответствует экономической политике государства. Ее наиболее общими целями в странах с развитой рыночной экономикой обычно являются обеспечение экономического роста, снижение инфляции и ограничение безработицы. Центральный банк может участвовать в реализации этих целей путем обеспечения экономики необходимой и достаточной денежной массой и регулирования доступности кредита, которые часто рассматриваются как промежуточные цели денежно-кредитной политики. Обе они находятся в состоянии внутреннего противоречия друг с другом. Для их достижения используется однотипный набор инструментов, с помощью которых можно регулировать денежное предложение, поэтому корреляция между ними высока и, следовательно, во многих случаях одновременно достичь их нельзя. Иными словами, центральный банк постоянно должен решать проблему выбора между низкой инфляцией и дешевым кредитом.

Объектом воздействия инструментов денежно-кредитной политики является денежное предложение и денежный мультипликатор. Предложение денег исходит от центрального банка, его основными источниками являются кредиты, предоставляемые правительству и национальной банковской системе, покупка иностранной валюты за национальную, а также ценных бумаг на открытом рынке. Основным методом денежно-кредитного регулирования, воздействующим на объем денежного предложения, является политика рефинансирования, которая предполагает использование различных инструментов. Воздействие на денежный мультипликатор обеспечивается в основном путем регулирования норм обязательных резервов. Наряду с этими основными экономическими методами в некоторых странах центральные банки используют и административные методы денежно-кредитного регулирования, или так называемые селективные методы регулирования: установление прямых количественных ограничений, портфельные ограничения и др. В последние годы в связи с широким распространением идей монетаризма многие центральные банки стали использовать и метод таргетирования, под которым понимают установление ориентиров роста денежной массы.

Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитного регулирования зависит прежде всего от задач, которые решает центральный банк в определенный отрезок времени. В условиях формирующихся финансовых рынков и относительной закрытости национальных экономик наиболее результативными являются прямые методы вмешательства центрального банка в денежно-кредитную сферу: административное регулирование депозитных и кредитных ставок коммерческих банков, установление предельных объемов кредитования банком своих клиентов, изменение уровня минимальных резервов. По мере развития финансовых рынков наблюдается переход к рыночным методам регулирования денежной массы, и прежде всего к операциям на открытом рынке и изменению уровня официальной ставки процента.

При выборе конкретных инструментов воздействия на денежное предложение в соответствии с текущими целями денежно-кредитной политики возникает ряд практических трудностей, обусловленных тем, что отдельные инструменты используются по другим важным направлениям регулирования. Например, кредиты рефинансирования, обеспечивая расширение денежного предложения, одновременно ведут к увеличению свободных резервов коммерческих банков, что не всегда желательно. Валютные интервенции параллельно с воздействием на предложение денег воздействуют и на валютный курс. Кроме того, возможности практического применения некоторых инструментов определяются развитием финансовых рынков (прежде всего это относится к операциям на открытом рынке) и правовым обеспечением.