Инновационная направленность малого бизнеса в зарубежных странах

Малый инновационный бизнес успешно функционирует во многих промышленно развитых странах, прежде всего, благодаря его государственной поддержке. В США ведущим органом государственной поддержки малого бизнеса является Администрация малого бизнеса (AMБ), ее региональные и местные отделения. Кроме того, в этом участвуют комитеты Конгресса по делам малого бизнеса и многочисленные специальные органы в министерствах, ведомствах и в местных органах власти.

Так, АМБ решает три важнейшие задачи: обеспечение финансовой поддержки малых и средних предприятий; содействие в получении государственных заказов; предоставление технических и консультационных услуг по вопросам управления.

Федеральный аппарат АМБ насчитывает 1100 человек. Помимо этого, в 50 штатах функционируют региональные отделения численностью по 30–40 человек в каждом. Чиновники АМБ в центре и на местах не руководят предприятиями малого бизнеса. В их задачу входят предоставление информации о состоянии рынка, выполнение экспертных заключений для тех, кто только собирается начать собственное дело. Одна из главных задач АМБ заключается в обеспечении финансовой поддержки мелким и средним предпринимателям.

По данным АМБ США, в стране ежегодно создается около 1 млн новых фирм. Из числа сотрудников этих фирм 60% занято на дому при поддержке Министерства груда США. Около 21 млн американцев (17% всех занятых) работают благодаря малому бизнесу при неполном рабочем дне.

Так, в США крупные корпорации, занимающие лидирующее положение в мире, зачастую не могут эффективно функционировать без опоры на средний и малый бизнес. Особое значение эта взаимная связь приобрела в последнее время, в связи с широким распространением новых форм взаимодействия компаний и фирм разного размера, в основном в высокотехнологичных отраслях и проектах.

Хорошо зарекомендовала себя также практика создания временных объединений крупных корпораций, малых фирм и индивидуальных предпринимателей для работы по конкретным инновационным проектам. Для таких объединений характерны гибкость, скорость реакции, приспособляемость. После завершения работы над проектом такое объединение перестает существовать. Такие формы организации совместных действий малых предприятий и крупных объединений позволяют поддерживать высокую конкурентоспособность экономики.

Интересно отметить, что практика создания временных коллективов для решения определенных заданий существовала в советское время, но прекратила свое существование после распада СССР.

Правительство США выступает партнером американского бизнеса, играет активную роль в поддержке развития промышленности и технологий, обеспечении экономического роста.

Так, политика государства в сфере инновационной деятельности направлена:

– на создание делового климата, при котором процветает деятельность частного сектора в области инноваций, повышающая конкурентоспособность продукции;

– поощрение развития, коммерциализации и использования инновационных технологий;

– инвестирование в создание технологий мирового класса XXI в.;

– интеграцию военных и промышленных технологий, способных эффективно решать как военные, так и гражданские задачи;

формирование квалифицированных специалистов мирового уровня, способных участвовать в быстро меняющейся и основанной на знаниях экономике;

– партнерство с частным сектором и отстаивание национальной технологической политики, направленной на использование технологий в целях создания экономической мощи страны;

– содействие промышленности в развитии технологий, систем измерений и стандартов.

Важным этапом развития инновационного предпринимательства в малом бизнесе США стала Конференция Белого Дома по вопросам малого бизнеса, состоявшаяся еще в 1980 г. Участники Конференции выработали 60 рекомендаций по налогообложению, образованию, инновационной деятельности и федеральным подрядам. Конференция оказалась столь результативной, что Конгресс США внес в законодательные акты 40 из 60 рекомендаций. Так, заметной вехой в законодательстве, появление которой было вызвано упомянутой Конференцией, явился Закон об инновациях в малом бизнесе (Small Business Innovation Akt). Этот закон способствовал резкому увеличению доли малого бизнеса в федеральной научно-исследовательской работе.

В руководстве предприятиями малого бизнеса участвует все больше женщин. Только за один год число фирм, руководимых женщинами, возросло на 29%; 1,4 млн предприятий малого бизнеса, владельцами которых являются женщины, получили за год 2,8 млрд долл, прибыли. Определенное развитие в малом бизнесе получила франчайзинговая форма. Среди женщин – собственников фирм 16,0% использовали эту форму; 60% женского бизнеса было сосредоточено на дому.

В малом бизнесе США 55% инноваций поддерживается спонсорами ассоциации АМБ. На крупные предприятия приходится 26% средств, направляемых из федерального бюджета на научные исследования и развитие, в то время как на МП – только 11% этих средств. Конгресс США разработал специальную программу развития инноваций для МП. Отчисления на эти программы ежегодно увеличиваются на 1 млрд долл.

Из 4,5 млн работников – ученых, инженеров, аналитиков и программистов занято в малом бизнесе 37,9%. Это весьма высокий показатель.

Особо следует сказать, что 1980-е гг. были отмечены в США резким ростом индивидуального и группового инновационного бизнеса. Мелкое инновационное производство организовано на основе собственного труда ученых, инженеров, изобретателей. Это небольшие инновационные предприятия, базирующиеся на производстве, освоении, коммерциализации новых научно-технических идей. По различным оценкам, в конце 1980-х – начале 1990-х гг. в наукоемком секторе промышленности США насчитывалось от 30 тыс. до 40 тыс. компаний с численностью занятых менее 100 человек. Сегодня из 600–700 тыс. ежегодно создаваемых в США новых фирм примерно восьмая часть специализируется на производстве научно-технических нововведений.

Многочисленные малые инновационные предприятия стали в США своеобразным дополнением к традиционным научно-исследовательским и конструкторским комплексам промышленных корпораций, университетов, бесприбыльным исследовательским организациям, государственным лабораториям, различным целевым структурам. Существенно проигрывая подобным организациям по ресурсному обеспечению, мелкие фирмы в сфере научно-технического прогресса выигрывают в возможности максимального раскрепощения творческого потенциала и инициативы научно-технических работников.

Опыт США показывает, что в условиях ресурсной необеспеченности малого инновационного бизнеса важнейшим фактором его существования становится организация своеобразной сети поддержки:

• финансовой (наличия многочисленных доступных источников рискового капитала);

• материально-технической (сдачи в аренду и возможности покупки, в том числе на льготных условиях, средств производства – зданий и сооружений, техники, научного оборудования, транспортных средств, копировальной техники и т.д.);

• информационной (обеспечения возможностей пользования информационными сетями и техническими библиотеками, доступа к базам данных и т.д.);

• консультативной (развития специализированных услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчетности, оформления патентов).

На создание такой сети направлены сегодня усилия федерального правительства, штатов, местных органов власти, общественности, университетов, частного бизнеса.

Политика стимулирования инновационной активности малого бизнеса проводится на всех уровнях государственного управления – от федерального правительства до муниципалитетов. Главное в государственной политике в этой области – создание своего рода инновационного климата, т.е. обеспечение благоприятных экономических, правовых, организационных, психологических и других условий для возникновения и развития новых фирм, в первую очередь занятых генерированием, освоением и коммерциализацией научно-технических нововведений. Государство в отличие от регулирования деятельности экономически и организационно сложившегося крупного бизнеса основные усилия направляет на начальные и даже предначальные периоды становления малых инновационных предприятии.

Главным ОГЛАВЛЕНИЕм государственной инновационной политики в отношении малого бизнеса является регулирование финансовых потоков, направленное на облегчение доступа малых фирм к источникам финансовых средств. Здесь выделяются два направления: целенаправленное субсидирование из бюджета (через федеральные агентства и ведомства) и привлечение частного капитала для финансированию инновационной деятельности малых фирм.

Целенаправленное бюджетное финансирование осуществляется в форме безвозвратного субсидирования через предоставление льготных займов и заключение контрактов на разработку новой продукции и технологии. В целом малый бизнес США получает 3,5–4% общих федеральных затрат на НИОКР. До трети расходов малых фирм на исследования и разработки в той или иной форме финансируется государством.

Программы безвозвратного субсидирования осуществляют в основном два федеральных ведомства – Администрация малого бизнеса (Small Business Administration, SBA) и Национальный научный фонд (National Science Foundation, NSF).

Программы предоставления льготных займов осуществляются SBA в виде прямых займов, долевого участия в займах коммерческих банков и гарантирования займов коммерческих банков. Прямые займы производятся SBA из собственных кредитных источников. Размер займа не превышает 150 тыс. долл., максимальная ставка – 7%. Займы предоставляются на сроки: до 6 лет – на текущие нужды; до 20 лет – на приобретение оборудования, земельной собственности и строительство; до 30 лет – на восстановление предприятий, пострадавших от стихийных бедствий.

Однако, как показывает американская практика, формы прямого субсидирования через государственные ведомства не обладают достаточной гибкостью и оперативностью.

Привлечение частного капитала для финансирования реализуется преимущественно через компании венчурного капитала.

Венчурное финансирование стало более или менее заметным в США в послевоенный период и широко распространилось в конце 1970-х гг. Сегодня в США действуют компании венчурного финансирования трех типов: корпоративные (дочерние компании крупных корпораций), независимые и частные инновационные компании малого бизнеса (ИКМБ), действующие под эгидой АМБ. Венчурный капитал размещается в форме акционерного капитала. Это означает, что инвесторы становятся акционерами мелких инновационных фирм и в зависимости от доли своего участия имеют право на получение прибылей. Доля участия отдельных компаний венчурного капитала в мелких фирмах редко превышает 50%.

Что касается налоговых и амортизационных льгот, предоставляемых малому инновационному бизнесу, то они применяются менее широко, поскольку для малых фирм намного важнее первоначальная и предначальная поддержка. Поэтому налоговыми льготами традиционно больше пользовался более крупный бизнес. Однако с начала 1980-х гг. начали разрабатываться более льготные условия налогообложения и для малого бизнеса, прежде всего инновационного, с учетом его специфических потребностей.

В отношении малого бизнеса действует только одна значительная амортизационная льгота: малым фирмам разрешено списывать стоимость основного капитала неравными частями или единовременно в течение амортизационного периода.

Финансирование малого бизнеса в США осуществляется в основном по линии SBA и коммерческих банков. Наибольшую долю кредитов выделяет АМБ.

По данным SBА, коммерческие и промышленные займы по ипотеке составляли свыше 1 млрд долл. Общие займы по малым предприятиям за год приблизились к 1 трлн долл. На займы до 250 тыс. долл, приходится 188 млрд долл., а на займы до 100 тыс. долл. – 112 млрд долл.

В Японии развитие малого бизнеса имеет свою специфику. Здесь малые и средние фирмы представляют собой важный элемент экономики наряду с крупными могущественными корпорациями. Функционирует около 7 млн малых и средних предприятий, на которых занято свыше 40 млн человек (примерно 80% общего числа занятых). На малые и средние предприятия приходится около 60% объема производства промышленной продукции. Эти предприятия занимают господствующее положение в таких отраслях, как швейная, обувная, галантерейная промышленность, производство комплектующих изделий и конструкций, строительство, сфера услуг (включая обслуживание техники) и др. Для малого бизнеса Японии характерна широко развитая субподрядная система, где малые и мельчайшие предприятия получают и выполняют заказы от крупных фирм – машиностроительных, авиастроительных, автомобилестроительных и т.п.

Существует четыре центра регулирования и стимулирования малых и средних предприятий:

• центральное правительство;

• местные органы власти;

• крупный бизнес;

• самостоятельные объединения малого бизнеса.

По линии центрального правительства делами малого бизнеса занимается Управление малых предприятий в составе Министерства внешней торговли и промышленности. Как центральные, так и местные органы власти стимулируют становление и развитие малого бизнеса при помощи займов, кредитных гарантий, налоговых льгот, обучения кадров и облегчения доступа к информации. Кроме того, предприятиям малого бизнеса предоставляется безвозвратная финансовая помощь только на осуществление научно-технических программ. К ним относятся:

• повышение технического уровня производства;

• совершенствование технологии производства в пищевой промышленности;

• разработка совместно с университетами и государственными научно-исследовательскими институтами новой наукоемкой техники и техники.

Последняя программа финансируется местными органами власти, Назад – центральным правительством, а первая – и теми и другими.

Значительно шире, под льготный процент, предоставляются займы на выполнение следующих проектов:

• разработка новых видов продукции и новой технологии (финансирование по линии местных органов власти);

• разработка новых видов производства и техники (по линии центрального правительства);

• возрождение малых предприятий для развития экономики отдельных регионов (по линии центрального правительства);

• содействие производственной и технической кооперации между предприятиями малого бизнеса (также по линии центрального правительства).

Большую роль в оказании финансовой помощи малым и средним предприятиям играет Финансовая корпорация малого бизнеса Японии. Она предоставляет на льготных условиях таким предприятиям долгосрочные займы (срок более года) на увеличение основного и оборотного капиталов.

На кредитовании мелких и мельчайших компаний специализируется Национальная финансовая корпорация Японии. Обладая огромной сетью торгово-промышленных палат (свыше 500 по стране), она ежегодно выдает займы на сумму почти 500 млрд иен.

В Японии есть еще одно специализированное учреждение – Банк Соко-Чукии, финансирующий деятельность кооперативов, малых и средних предприятий, а также отдельных их чипов.

Наконец, для финансирования специальных приоритетных программ в области структурной перестройки малых и средних предприятий, охраны окружающей среды, развития энергосберегающих производств Финансовая корпорация малого бизнеса и Национальная финансовая корпорация выдают кредиты на еще более льготных условиях.

Государство обеспечивает гарантирование и страхование кредитов, предоставляемых малым и средним предприятиям, через так называемую систему дополнительного общественного кредитования. С помощью этой системы обеспечивается перелив капитала от коммерческих финансовых институтов к компаниям малого и среднего бизнеса.

Важным звеном финансовой поддержки малых и средних предприятий служат займы и кредиты, предоставляемые для конкретной помощи предприятиям, попавшим в затруднительное финансовое положение вследствие объективных факторов.

Таким образом, в Японии создана и функционирует всесторонняя государственная поддержка малого предпринимательства на разных уровнях.

В европейских странах интересы малого бизнеса представляют, как правило, специальные отделы или департаменты в рамках Министерства экономики или Министерства торговли и промышленности. Так, в Великобритании при Министерстве торговли и промышленности создана Служба малых фирм. Она оказывает помощь мелким предпринимателям в организации собственного дела, получении кредитов, заключении договоров и контрактов, обучении кадров и консультировании малых предприятий. Служба имеет местные отделения по всей стране. Служба поддерживала контакты с 266 тыс. мелких английских фирм.

Большое внимание в Великобритании уделяется подготовке кадров малого и среднего бизнеса. Наиболее престижными в данной области считаются следующие университетские школы бизнеса: в Лондоне, Манчестере, Глазго, Дюраме и Ворвике. В них в течение 16 недель слушатели изучают общие проблемы экономики и основы создания собственного дела.

Правительство Федеративной Республики Германия (ФРГ) оказывало широкую поддержку малым и средним предприятиям сразу после окончания Второй мировой войны. Уже в 1948 г. в Германии был организован Банк кредитных гарантий для управления денежными средствами, поступающими на восстановление Европы по так называемому плану Маршалла. Одновременно были созданы и региональные кредитные корпорации. За период своего существования эта система предоставила мелким и средним предпринимателям более 100 тыс. гарантий на общую сумму около 10 млрд марок. Благодаря таким мощным гарантиям было реализовано коммерческих кредитов, лизинговых контрактов и венчурного финансирования на общую сумму 14 млрд марок.

После объединения восточных и западных земель Германии для возрождения малого бизнеса на территории бывшей Германской Демократической Республики (ГДР) правительство ФРГ наметило и осуществляет Федеральную программу субсидирования малых и средних фирм в целях повышения в них доли собственных средств.

Интересно, что в ФРГ с 1976 г. существует особое положение, регулирующее участие малых и средних фирм в выполнении государственных заказов. Если малые фирмы считают себя обойденными в дележе таких заказов, то они могут обратиться с жалобой в соответствующие инстанции на федеральном и местном уровнях.

Важная часть программы содействия мелким и средним предпринимателям – обучение кадров, которое осуществляется через систему торгово-промышленных палат, регулярно устраивающих семинары для начинающих предпринимателей.