Информационное обеспечение сопровождения бизнес-процессов

При всей разрешенной законодательством открытости бизнеса, наличии контроля со стороны государственных структур, общественных и некоммерческих организаций, клиентов и граждан полное формальное описание деятельности коммерческих компаний невозможно. Но многими процессами внутри самих компаний можно эффективно управлять с помощью специально созданных информационных систем.

Главная особенность информационного сопровождения бизнес-процессов заключается в том, что необходимо разрабатывать системы управления индивидуально для каждой компании с учетом специфики ее деятельности.

Сформировались общие требования по шести группам программного обеспечения, которое используется для сопровождения бизнес-процессов.

1. Системы управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management, ВРМ). Предназначены для решения следующих задач:

• средне- и долгосрочное планирование и бюджетирование (финансирование деятельности компании и ее проектов);

• проведение многофакторного анализа на основе объединенных исторических, текущих и прогнозируемых данных с онлайновым динамическим представлением информации (Online Analytical Processing, OLAP-системы);

• реализация методик стратегического менеджмента и т.д.;

• управление инвестиционными рисками. Оценка всех возможных видов рисков;

• мониторинг финансовой устойчивости компании;

• формирование объединенной (консолидированной) финансовой и управленческой отчетности;

• формирование запросов и построение оперативной отчетности.

2. Системы поддержки принятия решений (Decision Support Systems, DSS). Предназначены для решения следующих задач:

• поддержка различных стадий процесса принятия решений: интеллектуальную часть – мозговой штурм, проектирование последовательности действий и выбор путей их реализации;

• моделирование различных вариантов развития ситуации и предложение способов реагирования на них;

• поддержка последовательных, альтернативных и взаимозависимых решений;

• поддержка групповых стилей и методов решения задач коллективом менеджеров;

• адаптация поддержки деятельности менеджеров разного уровня;

• предоставление менеджерам данных, как накопленных в компании, так и оперативно доступных из внешних источников.

3. Управление отношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM). Предназначены для решения следующих задач:

• сопровождение базы данных о клиентах, не противоречащей действующему законодательству;

• сбор данных и анализ предпочтений клиентов;

• сбор данных и анализ сведений об ошибках в обслуживании, в рекламе, в оформлении залов обслуживания клиентов;

• создание приложений автоматизации процесса продаж и его контроля;

• создание в реальном масштабе времени смет, счетов, оферт, комплектов платежных документов;

• интеграция корпоративной CRM-системы с другими системами и структурами компании, например с системой EPR, товарными складами, call-центрами и пр.;

• интеграция корпоративной CRM-системы с партнерскими системами (производитель товара, доставка на склад, доставка клиентам, рекламные агенты, юридическое обслуживание).

4. Корпоративные информационные порталы (Enterprise Information Portal, EIP). Предназначены для решения следующих задач:

• создание единого места хранения всей накопленной сотрудниками корпоративной информации;

• создание мобильных и сетевых средств коммуникации для пользователей портала при территориальной разбросанности офисов;

• создание индивидуального рабочего места для любого пользователя портала с возможностью работы с различными видами информации;

• единая система управления правами пользователей с учетом разграничения в силу специфики работы;

• единая система классификации, создания реквизитов и учета всех информационных ресурсов компании.

5. Корпоративные хранилища данных (Data Warehouse, DW). Предназначены для решения следующих задач:

• хранение данных, необходимых для работы компании;

• организация структурирования данных для обеспечения быстрого доступа и обработки;

• отображение хранимых данных по единым требованиям или локальным стандартам;

• моделирование данных в соответствии с решаемыми компанией задачами;

• обеспечение работы с крупными блоками данных и их описателями (метаданными);

• организация процессов получения, добычи данных (data mining);

• интеграция с О LАР-системами;

• обеспечение бесперебойного управления информационными хранилищами.

6. Системы планирования и управления ресурсами предприятий (Enterprise Resource Planning, ERP). Предназначены для решения следующих задач:

• комплексное обследование компании заказчика;

• разработка и согласование перспективной модели управления ресурсами для компании заказчика;

• проектирование и настройка разработанной в соответствии с согласованной моделью управления информационной системы в компании заказчика;

• обучение персонала компании заказчика правилам и приемам работы с разработанной информационной системой управления ресурсами.