Информационное обеспечение решения задач антикризисного управления на основе использования систем управления эффективностью корпорации

В настоящее время акцент в применении информационных систем для решения задач бизнеса смещается с собственно учетных задач, которые в том или ином виде уже реализованы в автоматизированных системах разного класса, в сторону поддержки задач управления бизнесом, спектр которых очень широк. Это и потребность обеспечить стратегическое управление путем его увязки с тактическим и оперативным управлением, так чтобы повседневная деятельность предприятия была ориентирована на достижение стратегических целей. И потребность в эффективном тактическом планировании с возможностью моделирования и оценки ситуации. И необходимость консолидации огромных массивов информации о текущей деятельности компании и построения оперативной управленческой отчетности для контроля выполнения поставленных задач. Оперативный контроль и анализ, в свою очередь, служат для своевременного внесения необходимых корректирующих изменений в деятельность предприятия для достижения целей бизнеса.

Такая интеграция задач управления всех уровней, каждая из которых раньше решалась отдельно, в единую систему управления эффективностью предприятия легла в основу концепции СРМ (Corporate Performance Management), реализация которой позволяет организовать работу компании, на основе замкнутого цикла управления с обратной связью (рис. 10.3).

Рис. 10.3. Замкнутый цикл управления с обратной связью

СРМ определяет путь движения и преобразования информации, используемой для принятия управленческих решений, формирует процессы и связи, возникающие на пересечении каждого уровня управления.

Обработка больших объемов данных из разных источников информации по всем сферам деятельности предприятия невозможна без применения информационных технологий. В связи с этим ведущие поставщики ИТ-систем разработали инструментарий для поддержки всех задач принятия решений и управления эффективностью, объединяя приложения в комплексы СРМ-продуктов.

Системы СРМ иногда упоминаются в литературных источниках под именем ЕРМ (Enterprise Performance Management – управление эффективностью предприятия) или ВРМ (Business Performance Management – управление эффективностью бизнеса). Наименование СРМ – это термин аналитиков ЮС и МЕТА Group, а аббревиатура ЕРМ родилась в стенах компании Hyperion.

Комплекс СРМ-продуктов включает в себя целый спектр технологий, применяемых на всех уровнях вертикали корпоративного управления, как в оперативных процессах работы компании, так и в стратегическом управлении.

Системы СРМ являются расширением и дальнейшим развитием BI-систем, дополняя модули отчетности и анализа блоками консолидации, бюджетирования, стратегического планирования и прогноза.

Основным предназначением СРМ-системы является поддержка решения задач:

• разработки сбалансированной системы показателей (BSC, Balanced ScoreCard);

• планирования и бюджетирования;

• управленческого моделирования и прогнозирования;

• формирования управленческой и оперативно-аналитической отчетности;

• формирования консолидированной финансовой отчетности;

• оперативного анализа данных о результатах финансово-хозяйственной деятельности компании.

В условиях кризиса обычной практикой компаний является сокращение затрат, в том числе средств на финансирование отдельных проектов. При этом возникает вопрос о том, какие именно затраты можно сокращать без ущерба для стратегических перспектив организации и каков допустимый размер подобного сокращения. Применение СРМ предполагает определение наиболее значимых объектов внутреннего инвестирования для создания долгосрочных ценностей вместо выборочного сокращения расходов компании.

Для реализации такого подхода необходимо выделение стратегической составляющей бюджета на основе разработки стратегической карты, выстроенной иерархии целей, привязки к ним инициатив, проектов и бизнес-процессов. Наличие стратегической составляющей бюджета позволяет определить, какие расходы связаны с ключевыми направлениями и не нанести ущерба финансированию наиболее важных проектов.

В кризисной ситуации важным является также вопрос о том, что произойдет с показателями производства, продаж и объемов вспомогательной деятельности, если сократить определенную группу расходов. В СРМ эта задача решается за счет формализации бизнес-процессов в виде карты с указанием взаимосвязей между процессами, отражающими движение стоимости. Имея модель функционально-стоимостного анализа и ресурсного планирования, можно сделать обратный расчет и, введя новые параметры затрат, получить количественную оценку того негативного эффекта, который последует за планируемым сокращением расходов.

Математически задача сокращения определенных статей расходов на определенное количество процентов не представляет сложности, но если речь идет о бюджете крупной компании, то он должен быть выровнен и согласован со всеми сто участниками, так как изменение затрат одного подразделения повлечет сокращение внутренних доходов и затрат других подразделений. Модель бюджета должна адекватно описывать эти связи и синхронизировать планируемые изменения. Эта задача решается в СРМ-системе в рамках финансового моделирования.

В период кризиса, как правило, происходит сокращение персонала, прежде всего управленческого. При этом компанию могут покинуть ключевые сотрудники. Для определения критериев и анализа ценности руководителей и сотрудников также может быть использована СРМ-система, обеспечивающая привязку KPI каждой должностной позиции к системе стратегических целей.

В период кризиса организация может принять решение о реструктуризации портфеля бизнесов, переориентации на новых стратегических партнеров, диверсификации производства, выходе на региональные рынки. С помощью СРМ-системы можно смоделировать ситуации открытия новых филиалов, создания новых бизнес-процессов и т.д.

Автоматизированная система управления эффективностью помогает:

• принимать управленческие решения на основе более своевременной, полной, достоверной и непротиворечивой информации о деятельности предприятия, реализации стратегических и тактических целей;

• обеспечить взаимосвязь стратегического и оперативного контуров управления посредством системы KPI и основанной на ней системы бюджетного управления;

• снизить трудоемкость процессов бюджетирования и формирования отчетности, повысить качество бюджетов и прогнозов;

• оперативно формировать консолидированную финансовую отчетность на основании информации из множества разнородных источников;

• представлять отчеты, прогнозы, бизнес-диаграммы в форме, удобной для пользователей (руководителей высшего и среднего звена, функциональных специалистов, бизнес-аналитиков); формировать произвольные запросы к системе в терминах предметной области, без необходимости изучения особенностей организации системы, структуры баз данных и т.д.

Источниками фактических данных для систем СРМ служат приложения класса ERP и другие транзакционные системы предприятия, а также внешние источники.

Наиболее мощным функционалом по поддержке BSC обладает программный продукт SAP SEM (Strategic Enterprise Management), состоящий из пяти компонентов, интегрированных друг с другом:

• SEM-BPS (Business Planning and Simulation) – связь стратегического планирования и моделирования с оперативным планированием и бюджетированием;

• SEM-BIC (Business Information Collection) – автоматический сбор внешней и внутренней информации, необходимой для принятия решений;

• SEM-BCS (Business Consolidation) – поддержка финансовой консолидации;

• SEM-CPM (Corporate Performance Monitor) – поддержка Сбалансированной системы показателей и мониторинга реализации стратегий на основе ключевых показателей результативности;

• SEM-SRM (Stakeholder Relationship Management) – связь с акционерами (передача данных и рассылка отчетов).

Мнение специалиста

Партнер компании AT Consulting, директор практики СРМ

Рынок России далек от точки насыщения. Сейчас происходит перелом в сознании топ-менеджмента: руководителям становится понятно, что использование подручных средств, таких как Microsoft Excel и пр., с одной стороны, слишком ресурсоемко, а с другой – практически не дает прозрачности и гибкости управления. Очень многие компании сегодня находятся на рубеже окончательного осознания, что собственными силами без применения специализированных средств автоматизации достигнуть необходимого уровня управленческой эффективности им не удастся.

Продукты класса СРМ не требуют от заказчика вносить кардинальные изменения в инфраструктуру и бизнес-процессы. Типовой проект длится от 6 до 12 месяцев и достаточно быстро окупается за счет экономии ресурсов.

Источник: URL: cnews.ru/reviews/index.shtml72013/09/26/544380_2

Среди программных продуктов других производителей, обеспечивающих поддержку концепции СРМ, следует отметить также продукты IBM Cognos СРМ и Oracle ЕРМ.

Создание сбалансированной системы показателей (BSC) поддерживается также системами управления бизнес-процессами.