Лекция 9. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОЦЕССОВ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

После изучения этой главы бакалавр должен:

знать

– системы поддержки принятия управленческих решений;

– классификации СППР;

– виды СППР;

– сущность организации ситуационных центров, их структуру и состав;

уметь

– пользоваться различными видами СППР;

– анализировать состав СППР;

владеть

– методами интеллектуального анализа данных на базе СППР;

– методами поиска знаний на базе СППР;

– методами имитационного моделирования на базе СППР;

– методами ситуационного моделирования на базе СППР.

Современные информационные системы менеджмента и СППР

Одним из основных элементов процесса управления является информация. Сущность информации описывается в рамках двух концепций – атрибутивной и функциональной – и содержится в ответе на вопрос о наличии информации в неживой природе. Первая концепция рассматривает информацию как атрибут, присущий всем уровням материи, в то время как вторая концепция связывает информацию только с самоуправляемыми и самоорганизующимися системами.

Информационный процесс – это реализация определенного информационного взаимодействия.

Взаимодействие – фундаментальная категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга.

Основные особенности информационного взаимодействия состоят в том, что:

• информация выступает в качестве объекта;

• взаимодействие осуществляется с помощью очень слабых сигналов;

• операции производятся со смыслами, образами, эмоциями;

• взаимодействующие объекты имеют память (интеллект).

Информационные технологии – это последовательности действий по преобразованию информационных ресурсов в информационные продукты. Различают инфраструктурные технологии, технологии работы с данными, технологии совместной работы, технологии бизнес-приложений, интернет-технологии и др.

Информационные технологии реализуются в информационных системах, которые можно описать с помощью функциональной структуры и информационного, технического (hardware), алгоритмического (brainware), программного (software), организационного (orgwarc) и кадрового обеспечений.

Информационные системы, предназначенные для обработки электронных данных

К информационным системам, предназначенным для обработки электронных данных (electronic data processing) относятся системы, реализующие контрольные (учетные) функции, например бухгалтерские и банковские системы. Системы обработки данных (СОД) используются, как правило, для решения задач учета и автоматизируют такие операции, как сбор, хранение, обработка, отображение и регистрация данных. Результаты работы такой системы обычно представляются в виде видеограмм и различных по форме отчетов. Классическим примером такой системы является электронная бухгалтерия. Основной функцией СОД является сбор и обработка данных, которые описывают работу фирмы в разные периоды времени. К обработке обычно относятся следующие операции: классификация, сортировка, вычисления, агрегирование, хранение, отображение и регистрация данных. К отличительным особенностям СОД можно отнести выполнение задач, регламентированных законодательными актами (бухгалтерские системы); решение только хорошо структурированных задач, с заранее известным алгоритмом их решения; автоматизация рутинных расчетов с минимальным участием человека; использование подробных (хорошо детализированных) данных с акцентом на хронологию событий. Таким образом, СОД предназначены для решения в хронологическом порядке хорошо структурированных задач путем обработки детализированных данных с использованием стандартных процедур. Основной целью СОД является автоматизация рутинных расчетов.

Дальнейшее развитие информационных технологий позволяет переместить акцент с автоматизации функций контроля (учета) на автоматизацию других функций управления. Сначала появляются так называемые информационные системы (оперативного) управления (ИСУ), которые автоматизируют операции по составлению управленческих отчетов, а затем и системы поддержки принятия решений, облегчающие решение слабоструктурированных задач.