Импортозамещение или стимулирование экспорта

Когда вводятся ограничения на импорт, часто формируются условия, при которых страна может начать производить для местного потребления те товары, которые она ранее ввозила. Это явление известно как импортозамещение. В последнее десятилетие специалисты разных стран высказывали сомнения в том, действительно ли замещение импорта отечественной продукцией является лучшим способом развития новых отраслей при помощи протекционистских мер. Дело в том, что, когда защищенные отрасли не становятся эффективными, потребителям для их поддержки в течение неопределенного периода приходится платить высокие цены и чрезмерно большие налоги. Кроме того, поскольку основное оборудование и другие материально-технические средства обычно должны импортироваться, экономия на валюте оказывается минимальной. Мир был свидетелем быстрого развития таких стран, как Малайзия и Южная Корея, добившихся активного платежного баланса и быстрого экономического роста благодаря стимулированию экспортных отраслей – процессу, известному как экспортоориентированное развитие. В этих же целях некоторые страны в настоящее время пытаются перевести на индустриальную основу отрасли, для которых, по логике вещей, должны существовать экспортные рынки (например, переработку сырьевых материалов, поступающих в данный момент на экспорт в необработанном виде). Такие перемены затрагивают также деятельность транснациональных корпораций в этих странах: от них все чаще требуют направлять на экспорт продукцию, производимую ими на территории страны, в то время как раньше они могли сбывать эту продукцию в той же стране, где она была произведена. Такая стратегия также стала осуществляться в ряде новых трансформирующихся стран (в частности, в России, Украине, Казахстане и др.).

В действительности не так легко провести различие между двумя типами индустриализации, а также не всегда можно развивать экспортное производство. Индустриализация вначале может привести к замещению импорта, однако на более поздних стадиях возможно развитие производства той же продукции на экспорт. Тот факт, что страна сосредоточивает свою деятельность по индустриализации на продукции, которая, имеет относительное преимущество в издержках, еще не дает гарантии, что на этой основе разовьется экспорт. Помимо этого существуют разнообразные торговые барьеры (мы их рассмотрим ниже), которые делают проблематичным развитие экспорта готовых изделий из многих стран.

Динамика внешнеторговых связей: способы влияния

Вводя ограничения внешней торговли, страны таким образом либо укрепляют свои экономические или политические позиции, либо стремятся их укрепить. Это, в частности, проявляется через регулирование платежного баланса. Поскольку баланс внешней торговли является основным компонентом общего платежного баланса в большинстве стран, правительства предпринимают разнообразные попытки влияния на движение импорта и экспорта. Воздействие на внешнюю торговлю отличается от других средств регулирования платежного баланса, к которым относятся дефляция экономики и девальвация валюты, главным образом большей избирательностью. Оно обладает как преимуществами, так и недостатками по сравнению с другими механизмами государственного регулирования. Если страна испытывает, например, дефицит платежного баланса, то либо девальвация, либо внутренняя дефляция могут сделать товары отечественного производства менее дорогими, чем зарубежные. Это оказывает всестороннее воздействие на импорт и экспорт, а также на отрасли сферы услуг, включая туризм, международный туризм и миграции. Порой даже незначительные изменения внутренних цен по отношению к ценам другим стран негативно влияют на состояние платежного баланса. Помимо этого любое внутренние регулирование какой-либо отрасли снижается в силу огромного влияния внешней среды, в том числе системы международного регулирования и контроля. Как только страна становится полноправным участником ВТО, она в своей политике должна опираться на общепринятые правила. Этот фактор имеет непосредственное отношение к России, которая недавно вступила в эту международную организацию – главный регулятор торговли. И хотя подготовка велась 18 лет, оказалось, что многие фирмы, даже крупные, к новым правилам не подготовлены. Большое число фактов такого рода приводит и отечественная, и международная печать.