Характеристика современной правовой организации мирового сообщества и мирового правопорядка

Сегодня говорить о названных явлениях как о сформировавшихся и даже как о завершенных глобальных экспериментах преждевременно. Однако интенсивный и масштаб-

Рис. 33. Человек и право

ный процесс международного сотрудничества, прообразы будущего в виде межгосударственных и межрегиональных организаций, разветвленной системы международного права - реальность нашего времени.

Основой правовой организации мирового сообщества выступает ООН - универсальная международная организация, созданная 24 октября 1945 г., действующая на основе Устава ООН, на сегодняшний день объединяющая 192 государства. Ее уставные цели:

o поддерживать международный мир и безопасность и в связи с этим принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру, а также подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;

o развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;

o осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии;

o быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Большое значение в сфере международного сотрудничества имеют примыкающие к ООН Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная торговая организация (ВТО) и др.

Свой вклад в дело становления мирового правопорядка вносят региональные, межрегиональные и континентальные межгосударственные объединения. К таким можно отнести Организацию американских государств (ОАГ), Африканский союз, Европейский Союз, Совет Европы, СНГ.

Организацией международного экономического сотрудничества и содействием ему занимаются Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), ВТО, Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд. На межрегиональном уровне эти вопросы решаются в рамках Европейского экономического сообщества, Экономического союза СНГ, Евразийского экономического сообщества. Деятельность в сфере экономического сотрудничества регламентируется как внутригосударственными, так и международно-правовыми нормами. Примером могут служить Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (1980 г.), Сеульская конвенция о страховании инвестиций (1985 г.). Активно развивается международное сотрудничество государственных и негосударственных профессиональных организаций в сфере культуры, пауки и образования. Важную роль здесь играет ЮНЕСКО, деятельность которой охватывает планирование и сопровождение глобальных и региональных программ и проектов, разработку необходимых нормативных актов и стандартов, оказание помощи конкретным государствам и организациям. По инициативе ЮНЕСКО только за последние годы были приняты десятки международно-правовых актов по самым актуальным проблемам современности: Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), Конвенция о техническом и профессиональном образовании (1989 г.) и т.д.

Реальный характер международно-правовых отношений обеспечивается наличием международных судов, международно-правовых процедур. К рассмотрению Международным судом ООН (Гаага) принимаются все дела, передаваемые ему спорящими сторонами (государствами), и дела, которые возникают по вопросам, специально предусмотренным Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями. Широкими полномочиями регионального характера обладают Суд Европейского Союза, Европейский суд по правам человека (Страсбург), Экономический суд СНГ (Минск).

Формирование мирового правопорядка не может идти само по себе. Это прежде всего сложная, кропотливая работа по установлению справедливых с позиций международного и внутригосударственного права взаимоотношений различных государств, международных организаций, социальных и национальных общностей. Мир постоянно изменяется, меняются и представления о нем, возникает необходимость совершенствовать международное и национальное законодательство, уделять внимание новым проблемам глобального характера (охрана природы, компьютерные войны, борьба с терроризмом, организованной преступностью и пр.).

Мировой правопорядок - это результат согласования интересов государств и пародов. Каждое государство -член ООН является самостоятельным суверенным образованием и строит свои взаимоотношения с другими участниками на принципах невмешательства во внутренние дела, территориальной целостности государств, равноправия и самоопределения народов. Поэтому основной источник международного права - международные договоры, в которых достигается баланс интересов различных государств, происходит взаимосогласование интересов, зафиксированных в международно-правовых и внутригосударственных нормативных актах.

Мировой правопорядок - это условие и гарантия успешного международного сотрудничества в самых различных сферах жизнедеятельности людей.