Характеристика факультативных стадий разрешительного производства

Отказ в выдаче свидетельства, вынесенный таможенным органом РФ, может быть обжалован соискателем в административном или судебном порядке.

При обжаловании в административном порядке жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев:

со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности;

со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, принятие или совершение которых предусмотрено в соответствии с ТК Таможенного союза или Законом о таможенном регулировании.

Первоначальная жалоба должна быть рассмотрена в течение месячного срока, который может быть продлен вышестоящим таможенным органом РФ не более чем еще на один месяц, после чего соискателю должно быть направлено письменное решение по сути рассматриваемого вопроса.

В случае пропуска по уважительным причинам срока для обжалования этот срок по заявлению лица, обратившегося с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, может быть восстановлен таможенным органом, правомочным рассматривать эту жалобу.

Восстановление пропущенного срока для обжалования выражается в фактическом принятии к рассмотрению жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица.

В случае если после рассмотрения административной жалобы вышестоящий таможенный орган РФ подтвердил объективность решения подведомственного таможенного органа об отказе в выдаче свидетельства, соискатель вправе подать вторичную жалобу в арбитражный суд в соответствии с федеральными законами.

Вперед факультативная стадия разрешительного производства в таможенном деле – исключение юридического лица из реестра лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.

В соответствии с ТК Таможенного союза юридическое лицо подлежит исключению из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела:

1) по желанию указанного лица со дня, следующего за днем получения таможенным органом заявления лица

в письменной форме об исключении из соответствующего реестра;

2) при принятии решения об отзыве свидетельства со дня вступления в силу такого решения.

Свидетельство может быть отозвано таможенным органом в случае:

несоблюдения обладателем свидетельства хотя бы одного из условий включения в соответствующий Реестр, установленных ст. 13, 19, 24, 29, 34, 39 ТК Таможенного союза;

несоблюдения обладателем свидетельства обязанностей по уплате таможенных пошлин во исполнение соответствующих положений ТК Таможенного союза;

неоднократного привлечения обладателя свидетельства к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных ст. 16.1, 16.2, 16.3, 16.9, 16.11, 16.13, 16.14 и 16.15 КоАП РФ.

Заявление о включении в соответствующий реестр после отзыва свидетельства может быть подано после устранения причин, послуживших основанием для такого отзыва, а в случае отзыва свидетельства по причине неоднократного привлечения юридического лица к административной ответственности – по истечении срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

3) при ликвидации юридического лица со дня, следующего за днем внесения регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации юридических лиц.

4) при прекращении деятельности юридического лица в результате реорганизации, за исключением его преобразования, со дня, следующего за днем, когда реорганизация юридического лица считается завершенной в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации юридических лиц.

Исключение юридического лица из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, не освобождает это лицо (его правопреемника) от обязанности завершить таможенные операции по перевозке или хранению товаров, находящихся под таможенным контролем, либо совершить иные действия, обязанность по совершению которых возникла до исключения юридического лица из соответствующего реестра, в соответствии с порядком, установленным Законом о таможенном регулировании.

Третьей факультативной стадией разрешительного производства является приостановление деятельности некоторых обладателей свидетельств.

Деятельность юридических лиц в качестве таможенных представителей, владельцев СВХ, владельцев ТС, владельцем МВТ приостанавливается в случае:

– подачи заявления юридического лица о приостановлении его деятельности;

– подачи заявления юридического лица в случае возбуждения в отношении него процедуры банкротства;

– принятия судом или уполномоченным органом решения о приостановлении деятельности юридического лица;

– приостановления в соответствии с законодательством РФ действия разрешительного документа на осуществление определенного вида деятельности, если юридическое лицо, включенное в соответствующий реестр, осуществляет только такой вид деятельности.

Деятельность указанных юридических лиц считается приостановленной со дня, следующего за днем наступления перечисленных событий.

Со дня приостановления деятельности юридического лица в качестве лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, проведение таможенных операций, помещение товаров на СВХ, ТС, а также реализация товаров в МБТ не допускаются. В случае если срок приостановления деятельности юридического лица в качестве владельца СВХ превышает один месяц, товары, хранящиеся на СВХ, подлежат помещению за его счет на другой склад временного хранения в течение двух месяцев со дня, следующего за днем приостановления такой деятельности.

Деятельность юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, возобновляется со дня, следующего за днем предоставления юридическим лицом документов, подтверждающих устранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления такой деятельности.

Следующей факультативной стадией разрешительного производства в таможенном деле является внесение изменений в выданное свидетельство.

В случае изменения сведений, содержащихся в заявлении о включении в реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, либо в прилагаемых к нему документах, юридическое лицо, включенное в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (его правопреемник – в случае преобразования юридического лица), обязано сообщить таможенному органу в письменной форме об этих изменениях в течение пяти рабочих дней со дня наступления событий, повлекших изменения соответствующих сведений, или со дня, когда лицу стало известно об их наступлении, и представить документы, в которые внесены изменения либо которыми подтверждается изменение сведений.

Таможенный орган в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения указанной информации, проверяет соответствие вновь указанных сведений условиям, установленным для включения юридического лица в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, принимает решение о внесении изменений в указанный реестр и, если изменяются сведения, подлежащие указанию в свидетельстве о включении лиц в соответствующий реестр (документе, подтверждающем статус таможенного перевозчика), выдает новое свидетельство о включении в соответствующий реестр (документ, подтверждающий статус таможенного перевозчика).

В случае совершения обладателями свидетельств действий, подпадающих под признаки гл. 16 КоАП РФ, таможенные органы применяют к ним соответствующие меры правового принуждения. Эти действия можно назвать последней факультативной стадией разрешительного производства в таможенном деле.

В целях обеспечения законности при осуществлении должностными лицами таможенных органов Российской Федерации разрешительного производства, приказами ФТС России утвержден ряд административных регламентов по предоставлению государственных услуг ведения Реестров лиц, осуществляющих деятельность в соответствии с выданными свидетельствами. Данные административные регламенты определяют сроки и последовательность действий (административные процедуры) ФТС России и подчиненных ей таможенных органов, а также порядок взаимодействия ФТС России, ее структурных подразделений, РТУ, таможен при предоставлении данной услуги.