Грузовые тарифы на автомобильном транспорте

Провозная плата за перевозку груза на автомобильном транспорте связана с установлением тарифной ставки и схемы.

Тарифная схема – установленный для конкретной ситуации порядок расчета провозной платы за перевозку груза.

На практике, как правило, используют три схемы: сдельную, повременную и условную расчетную единицу транспортной работы.

Формула расчета провозной платы имеет вид:

сдельная

(4.4)

повременная

(4.5)

схема расчета на условную расчетную единицу транспортной работы

(4.6)

где С1 – тарифная ставка на заказ, руб.; С2 тарифная ставка за выполнение одной операции по погрузке или выгрузке, руб.; А – количество операций по погрузке или выгрузке; В – выполненная транспортная работа, т•км; С3 тарифная ставка платы за 1 т•км для груза данного класса, руб.; E1 – сверхнормативный пробег за смену, км; Т – время работы автомобиля у заказчика, авт.•ч; С4 тарифная ставка платы за один авт. • ч, руб.; – тарифная ставка за 1 км сверхнормативного пробега, руб.; С5 тарифная ставка за условную расчетную единицу работы, руб.; D – количество выполненных за определенный период условных расчетных единиц работы.

Важный элемент для расчета провозной платы – тарифная ставка.

Тарифная ставка – установленная автотранспортным предприятием для удобства расчетов с потребителем стоимость выполненной или установленной услуги.

Например, тарифная ставка за выполнение 1 т•км перевозки груза, руб/(т•км); 1 ч нахождения автомобиля у потребителя (рубДавт.•ч)), погрузку или выгрузку 1 т груза (руб/т) и т.д.

Зная тарифную ставку и выполненную услугу (по схемам), можно вычислить провозную плату за перевозку груза.

Тарифные схемы и тарифные ставки перевозчик может дифференцировать по потребителям, видам грузов, видам перевозок, типам и маркам применяемого подвижного состава.

Наиболее значимой составной частью тарифной системы являются надбавки и скидки к тарифной плате. Они устанавливаются в процентах к установленной тарифной схеме или к тарифной ставке.

В некоторых автотранспортных организациях используют тарифный классификатор грузов, который применялся в единых тарифах на перевозку грузов автомобильным транспортом до реформ 1990-х гг. Этот классификатор содержит описания около 600 видов грузов, каждому из которых присвоен класс от 1 до 4. К первому классу отнесены грузы с коэффициентом использования грузоподъемности, равным 1,0, ко второму – 0,8, к третьему – 0,6 и четвертому – 0,5. Значение класса, в свою очередь, оказывает влияние на коэффициент стоимости перевозки груза. Так, исходная тарифная ставка для первого класса – 1,0, второго класса – 1,25 (1 : 0,8), третьего класса – 1,66, четвертого – 2,0 (1 : 0,5). Зная предлагаемый для перевозки груз, можно определить тарифную ставку. Если груз отсутствует в классификаторе, то тарифную ставку можно установить по соглашению перевозчика и грузоотправителя (грузополучателя).

Для эффективной работы автотранспортного предприятия важно не только уметь обосновать и рассчитать тарифные схемы и ставки, но и учитывать рыночные условия, конкуренцию и т.п.

Грузовые тарифы на водном транспорте

К основным элементам системы грузовых тарифов речного и морского транспорта, как и железнодорожного, относятся тарифные схемы, номенклатура грузов и тарифные руководства по определению тарифных расстояний, провозных платежей и сборов.

Грузовые тарифы на речном транспорте

Классифицируются в зависимости от сферы применения, вида перевозок, вида сообщений, партионности груза и дифференцированности по отдельным пароходствам или группам пароходства с одинаковыми или сходными условиями эксплуатации и уровнем себестоимости перевозок. Это вызвано тем, что речной транспорт отличается обособленностью водных бассейнов, так что отдельные пароходства представляют собой замкнутые транспортные предприятия с различными навигационными условиями, техническим уровнем флота, различным составом грузооборота. Классификация тарифов речного транспорта приведена в табл. 4.4.

Таблица 4.4

Классификация грузовых тарифов на речном транспорте

По сфере применения

Общие

Исключительные

Специальные

Местные

По виду перевозок

Сухогрузы

Нефтяные грузы в судах наливом

Буксировка леса в плота

Буксировка судов и других плывучих объектов

По размеру отправки (партии) груза

Судовая

Сборная

Мелкая

Контейнерная

По виду сообщений

В водном (внутреннем): по магистральным путям; по малым рекам перевозка гравийно-песчаной смеси, песка и ракушки по магистральным путям и малым рекам на короткие расстояния до 320 км

В прямом водном сообщении по речным и морским путям

В смешанном (железнодорожно-водном) сообщении

По внутреннему строению

Однообразный – характеризуется единой неизменной ставкой за 1 т • км

Дифференциальный – характеризуется изменением ставки за 1 т • км

По внешнему виду

Табличный

Схемный