Лекция 13. Государственные внебюджетные фонды

Сущность и назначение внебюджетных фондов. Пенсионный фонд РФ. Фонд социального страхования. Фонды обязательного медицинского страхования. Страховые взносы на социальное страхование

Сущность и назначение внебюджетных фондов

С переходом России к рыночной экономике появилась необходимость в создании внебюджетных фондов. Основными причинами образования внебюджетных фондов является необходимость:

– социальной защиты населения в условиях спада производства, роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;

– целевого использования средств этих фондов;

– оперативного решения социальных проблем, что позволяют сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;

– новых методов перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике;

– финансирования территориальных нужд.

Государственные внебюджетные фонды – это форма

перераспределения и использования финансовых ресурсов для финансирования общественных потребностей. Основное их назначение – обязательное социальное страхование, которое представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения граждан и наступления социальных страховых рисков. В этом заключается экономическое ОГЛАВЛЕНИЕ внебюджетных фондов. Юридическое определение внебюджетных фондов дано в БК РФ. Это государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти и предназначенные для социального обеспечения граждан. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной государственной собственности и не входят в состав бюджетов всех уровней. Средства фондов изъятию не подлежат. Порядок создания, деятельности и ликвидации фондов регламентируется гл. 17 БК РФ. Бюджеты фондов на очередной финансовый год и отчеты об их исполнении утверждаются федеральными законами.

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики (некоммерческие организации, создаваемые Правительством РФ), застрахованные лица и иные органы, организации и граждане.

К социальным страховым рискам относятся:

– необходимость получения медицинской помощи;

– временная нетрудоспособность;

– трудовое увечье, профессиональное заболевание;

– материнство;

– инвалидность;

– наступление старости;

– потеря кормильца;

– признание безработным;

– смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения (пенсия по старости, по инвалидности, пособие по беременности и родам и т.п.).

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются:

– страховые взносы;

– межбюджетные трансферты из федерального бюджета;

– недоимки, штрафы и пени по взносам в фонды;

– доходы от размещения временно свободных денежных средств;

– безвозмездные поступления;

– прочие поступления.

Денежные средства фондов хранятся на счетах Банка России и иных банков, перечень которых определяется Правительством РФ. Денежные средства расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о соответствующих бюджетах на очередной финансовый год. Нецелевое расходование средств не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших нарушение.

Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этих фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов. Эти проекты входят в состав документов, представляемых одновременно с проектами бюджетов. Бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в виде федеральных законов одновременно с принятием Федерального закона о федеральном бюджете. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение представительных органов субъектов РФ одновременно с представлением проектов бюджетов и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете.

Исполнение государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством. Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органами управления фонда и утверждается законодательными органами в форме закона (Федерального или закона субъекта РФ). Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, ведущими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня.