Лекция 6. Государственные ценные бумаги

Изучив материал данной главы, студент должен:

знать

значение и структуру рынка государственных ценных бумаг;

виды государственных ценных бумаг;

основных участников рынка государственных ценных бумаг;

порядок первичного размещения государственных ценных бумаг;

уметь

различать отдельные виды государственных ценных бумаг;

определять цену размещения государственных ценных бумаг в результате аукциона;

рассчитывать доходность государственных ценных бумаг;

владеть

понятийным аппаратом в сфере государственных ценных бумаг;

методикой первичного размещения государственных ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг является источником финансовых ресурсов не только для компаний, но и для государства. Так же как и компании, государство размещает свои ценные бумаги для привлечения необходимых денежных средств. Назначение привлекаемых государством денег иное, чем у корпоративного сектора: покрытие запланированного дефицита бюджета, а также финансирование разрывов между доходами и расходами бюджета (кассовые разрывы бюджета), возникающих вследствие несовпадения во времени поступлений в бюджет доходов и необходимости осуществления расходов из бюджета в установленные сроки. В некоторых случаях средства, привлеченные государством с финансового рынка, используются для финансирования конкретных государственных программ и инвестиционных проектов.

Виды государственных облигаций

Государственные облигации можно сгруппировать по трем признакам.

1. По виду эмитента:

1) федеральные государственные облигации – выпускаются от имени Российской Федерации (далее – ценные бумаги РФ). Эмитентом выступает федеральный орган исполнительной власти, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета. В настоящее время эмитентом ценных бумаг РФ является Минфин России;

2) государственные облигации субъектов РФ – выпускаются от имени субъекта РФ. Эмитентом ценных бумаг субъекта РФ выступает орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством субъекта РФ. Так, органом исполнительной власти Москвы, к функциям которого отнесено управление государственным долгом г. Москвы, привлечение государственных заимствований г. Москвы, обслуживание и погашение государственного долга города Москвы, выступает Департамент финансов г. Москвы. В Санкт-Петербурге данные функции возложены на Комитет финансов Санкт-Петербурга. Далее федеральные государственные облигации и государственные облигации субъектов РФ будем называть государственными облигациями;

3) муниципальные облигации – выпускаются от имени муниципального образования. Эмитентом ценных бумаг муниципального образования выступает исполнительный орган местного самоуправления, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и уставом муниципального образования. Так, эмитентом муниципальных облигаций Казани выступает мэрия Казани, в Новосибирске, соответственно, мэрия Новосибирска и т.д.

В некоторых странах к государственным относят также облигации государственных учреждений и иных организаций, которым (облигациям) придан статус государственных.

2. По степени обращаемости:

■ рыночные облигации – облигации, обращающиеся на рыночных условиях, которые могут свободно перепродаваться после их первичного размещения без какого-либо ограничения по кругу допустимых владельцев;

■ нерыночные облигации – облигации, которые не могут перепродаваться другим лицам их покупателями по первичному размещению;

■ облигации целевого размещения – облигации, которые размещаются только среди определенного круга лиц. Такие облигации могут обращаться после их первичного размещения, но их владельцами могут быть только лица, отнесенные к определенному кругу.

3. По срокам обращения:

■ краткосрочные – срок обращения не превышает одного года;

■ среднесрочные – срок обращения от одного года до пяти лет;

■ долгосрочные – срок обращения свыше пяти лет.

В Российской Федерации установлен максимальный срок, на который могут выпускаться облигации. Для федеральных государственных облигаций и государственных облигаций субъектов РФ максимальный срок не может превышать 30 лет, для муниципальных облигаций –10 лет.

Различают разные виды государственных и муниципальных облигаций, определяемые генеральными условиями эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг.

Генеральными условиями определяются:

■ вид облигаций;

■ форма выпуска облигаций – именные или на предъявителя, в документарной или бездокументарной форме;

■ срочность данного вида ценных бумаг;

■ валюта обязательств – в какой валюте определяется номинальная стоимость облигаций;

■ особенности исполнения обязательств, предусматривающие право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента;

■ ограничение оборотоспособности облигаций, а также ограничение круга лиц, которым данные облигации могут принадлежать.

В настоящее время на уровне федеральных облигаций определены генеральные условия выпуска следующих облигаций:

■ государственные краткосрочные бескупонные облигации;

■ облигации федеральных займов;

■ облигации государственного сберегательного займа;

■ государственные сберегательные облигации;

■ облигации государственных нерыночных займов;

■ государственные облигации, погашаемые золотом;

■ облигации внутреннего валютного займа.

В 2010 г. перечень государственных облигаций был дополнен облигациями внутренних облигационных займов Российской Федерации, предназначенными для эмиссии и обращения на международном рынке капитала.

Аналогичные виды облигаций за исключением облигаций, погашаемых золотом, и облигаций внутреннего валютного займа, могут выпускаться субъектами РФ и муниципальными образованиями.