Государственная гражданская служба Российской Федерации

Как отмечалось ранее, государственная гражданская служба (далее – гражданская служба) – вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (ст. 5 Федерального закона № 58-ФЗ).

В отличие от военной и правоохранительной службы, цель гражданской службы – обеспечение полномочий федеральных государственных органов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и обеспечение полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих должности субъекта РФ.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом № 79-ФЗ.

Статья 4 данного Закона устанавливает следующие принципы гражданской службы:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;

3) равный доступ граждан к гражданской службе;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Гражданская служба Российской Федерации взаимосвязана с иными видами государственной службы Российской Федерации, а также с муниципальной службой.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 79-ФЗ взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

– соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;

– установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов;

– учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;

– соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.

Гражданская служба Российской Федерации делится на два уровня – федеральная гражданская служба и гражданская служба субъектов РФ.

Федеральная гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Среди особенностей федеральной гражданской службы можно выделить следующие:

во-первых, она имеет не субординационный, а координационный характер. Гражданские службы всех трех ветвей федеральной власти не соподчинены, а взаимодействуют на принципах конвенционализма (соглашения, договора);

во-вторых, данная система регулируется нормативными правовыми актами. Основной и определяющей формой координации в системе федеральной гражданской службы является управление с помощью различных нормативных правовых актов – федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и иных нормативных правовых актов;

в-третьих, абсолютное большинство должностей федеральной гражданской службы занимают женщины[1].

С организационной стороны федеральная гражданская служба выступает как административно-управленческая система, объединяющая аппараты трех ветвей федеральной государственной власти. В ее состав входят гражданские службы двух палат Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, а также трех федеральных судов – Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Генеральной прокуратуры РФ. Кроме того, в нее еще включается гражданская служба иных федеральных государственных органов, куда входят аппараты Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палаты РФ и государственных финансовых органов РФ. В совокупности эти гражданские службы образуют федеральную административную власть, которая является необходимой составляющей федеральной государственной власти.

В структуре современного государственного управления также важное место занимает система государственного управления субъектов РФ, и в частности их государственная гражданская служба. Как отмечалось ранее, гражданская служба субъекта РФ – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ. В. Д. Граждан среди особенностей гражданской службы субъектов РФ выделяет следующие:

1) имеет переходный характер, ее структура еще не сложилась и имеет ряд уровней, форм и элементов, которые постепенно должны трансформироваться или исчезнуть совсем;

2) представляет собой практически самостоятельный срез государственного управления, плохо связанный с федеральной и муниципальной службами;

3) в настоящее время в основных чертах начинает постепенно повторять структуру федеральной гражданской службы[2].