Влияние мирового финансового кризиса на финансовую систему Российской Федерации

Особенностью российской экономики перед кризисом являлся большой объем внешних корпоративных долгов при незначительном государственном долге и третьих в мире по величине золотовалютных резервах государства. Так, на 1 апреля 2008 г. внешний долг РФ составлял 41 млрд долл. США, а внешний долг российских корпораций – 436,1 млрд долл. США[1].

К середине 2008 г. глобальный финансовый кризис начал подступать к России на фоне ослабления мировой экономики, значительно зависящей от цен на нефть. Быстрое ухудшение ситуации в мире оказало двоякое влияние на Россию.

Во-первых, сокращение ликвидности на глобальных кредитных рынках привело к кризису ликвидности во всем мире, значительно повлияв на развивающиеся рынки и вызвав масштабные убытки. Во-вторых, осознание замедления темпов роста мировой экономики привело к резкому снижению цен на нефть – основной статьи экспорта России.

Эти два фактора были доминирующими, однако российские финансовые рынки негативно отреагировали и на некоторые события, связанные с внутренней политикой, что привело к дальнейшему ослаблению доверия инвесторов (ситуация с компанией "Мечел", имевшая место 24 июля 2008 г., внутренний корпоративный конфликт в компании ТНК-ВР, августовский конфликт с Грузией).

За период с 19 мая (когда российский фондовый рынок достиг пиковых показателей)[2] но 7 ноября 2008 г. рынок потерял около 2/3 своей стоимости, что эквивалентно примерно 1 трлн долл. США (примерно 84% российского ВВП в 2007 г.).

В развитии финансового кризиса в России можно выделить три этапа:

1) постепенное снижение деловой активности;

2) кризис ликвидности и доверия инвесторов;

3) разработка мер по финансовому оздоровлению экономики.

Эти этапы следуют в хронологическом порядке и фиксируют влияние основных внешних и внутренних факторов на российский финансовый рынок (табл. 2.5).

Таблица 2.5

Этапы развития финансового кризиса 2008 г. в России

Этапы

кризиса

Временной

интервал

Формы проявления кризиса

Первый

этап –

постепенное

снижение

деловой

активности

19 мая –

12 сентября 2008 г.

С 19 мая по 3 июля индексы S&P и РТС снизились на 11%.

После 3 июля произошло быстрое падение цен на нефть марок Brent и Urals.

С 3 июля по 12 сентября индекс РТС потерял в цене примерно 38% (несколько больше, чем цены на нефть).

Иностранные инвесторы стали закрывать свои позиции.

Дефицит ликвидности негативно повлиял на ставки кредитования на российском межбанковском рынке: в течение недели с 20 июня они увеличились примерно до 18%.

Дефицит кредитных средств в начале июля привел к росту требований банков о внесении дополнительного обеспечения по кредитам (margin calls), что способствовало дальнейшему снижению фондового рынка

Второй этап – кризис ликвидности и доверия инвесторов

Первая половина сентября 2008 г.

С 15 по 19 сентября кризис ликвидности фактически парализовал работу межбанковского рынка – процентные ставки по межбанковским кредитам подскочили на 100 базисных пунктов. Затормозилась передача ликвидности от нескольких крупных банков банкам второго и третьего эшелонов.

Рынок акций пережил резкий рост распродаж, спровоцированных волной требований о внесении дополнительного обеспечения по кредитам (margin calls) на фоне закрытия инвесторами своих позиций по акциям, быстро теряющим в цене.

17 сентября Федеральная служба по финансовым рынкам России закрыла биржи на два дня, чтобы предотвратить волну панических распродаж на фоне опасения крупных потерь.

Правительство РФ заявило о принятии масштабных мер в ответ на кризис

Третий этап – разработка мер но финансовому оздоровлению экономики

Вторая половина сентября – декабрь 2008 г.

Принятие 17 сентября первого пакета антикризисных мер, направленных на поднятие ликвидности финансового рынка.

Принятие 29 сентября второго пакета антикризисных мер, направленных на решение проблем, связанных с системными рисками банковского сектора.

Разработка Правительством РФ в ноябре 2008 г. нового плана, направленного на снижение влияния кризиса на реальный сектор экономики

С начала августа но начало октября 2008 г. капитализация российского фондового рынка снизилась на 51,7%, в то время как капитализация фондовых рынков развивающихся стран в целом упала па 25,4%.

Индекс ММВБ 8 октября 2008 г. упал при открытии на 13%, а через полчаса падение уже составило 14,35%: индекс опустился до отметки 637,87 пункта (рис. 2.5). Торги акциями были приостановлены до появления соответствующего решения ФСФР. Торги на РТС, где индекс опустился до отметки 761,63 пункта, были приостановлены на час, но после полудня не возобновились – также до выхода специального распоряжения Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). Торги российскими бумагами (депозитарными расписками на акции) переместились в Лондон.

Рис. 2.5. Российский фондовый индекс ММВБ в сравнении с американским индексом DJIA, % от значений апреля 2008 г.:

– DJIA; – ММВБ

Кризис ликвидности российских банков, резкое падение биржевых индексов РТС и ММВБ, падение цен на экспортную продукцию (сырье и металл) начали в октябре – ноябре 2008 г. сказываться на реальном секторе экономики – произошел резкий спад промышленного производства, первая волна сокращений рабочих мест (рис. 2.6).

Осенью 2008 г. произошла сильная девальвация рубля – за несколько месяцев доллар США подорожал с 24 до 36 руб., но потом российская валюта стала укрепляться (уже к концу 2009 г. доллар торговался на уровне 30–31 руб.) (рис. 2.7).

В сентябре 2008 г. правительством России были объявлены первые антикризисные меры, направленные на решение самой неотложной на тот момент задачи – повышение ликвидности финансового рынка.

Второй пакет антикризисных мер Правительства России, объявленный 29 сентября и 14 октября, был нацелен на решение проблем, связанных с системными рисками банковского сектора, и включал:

1) выделение денежных средств на спасение ряда банков в общем объеме 5 млрд долл. США: для "Связь-Банка" (2,5 млрд долл. США), банка "Глобэкс" (2 млрд долл. США) и "Собинбанка" (0,5 млрд долл. США);

2) увеличение предельного размера компенсации по вкладам в банках до 700 тыс. руб. (около 28 тыс. долл. США) с целью укрепления доверия держателей банковских вкладов;

3) внесение дополнительных средств в уставный капитал Агентства по страхованию вкладов;

4) Банку России было разрешено разместить 50 млрд долл. США на депозит во Внешэкономбанке в целях покрытия рисков рефинансирования краткосрочных внешних долговых обязательств отечественных финансовых и нефинансовых корпораций;

5) предоставление долгосрочного финансирования в виде субординированных кредитов на общую сумму около 950 млрд руб. (35,4 млрд долл. США), предназначенного в основном трем государственным банкам – "Сбербанку России", ВТБ и "Россельхозбанку" на общую сумму до 725 млрд руб.

Рис. 2.6. Индекс промышленного производства в России в 2008–2010 гг., % к соответствующему периоду предыдущего года

Рис. 2.7. Динамика курса доллара США к российскому рублю в 2008–2010 гг.

Объявленные монетарные и бюджетные меры позволили российским властям влиять на краткосрочные и долгосрочные процентные ставки. Однако на фоне дальнейшего снижения цен на нефть и паники на мировых рынках воздействие второго пакета антикризисных мер на фондовые рынки оказалось ограниченным. В период с 29 сентября по 13 ноября индекс РТС упал еще на 48%, а цена на нефть – на 43%.

На начальном этапе для поддержки банковской ликвидности Минфин России размещал свободные средства федерального бюджета на депозитах коммерческих банков.

В целях сокращения оттока капитала за границу Центральным банком с 1 декабря была установлена ставка рефинансирования в 13%, расширен валютный коридор и значительно ослаблен рубль по отношению к доллару США и другим валютам.

Правительством России в ноябре был разработан новый план, содержащий широкий набор мер экономической политики для снижения влияния кризиса на реальный сектор экономики. План включал 55 задач, классифицированных по 10 блокам, охватывающим широкий спектр секторов экономики, в том числе сельское хозяйство, обрабатывающие производства и сектор недвижимости, инструменты по поддержке малого и среднего бизнеса. Однако в целом он являлся набором краткосрочных мер, которые не были четко определены и потребовали дальнейшего ослабления денежно-кредитной и бюджетной политики. Кроме того, в плане содержались ряд протекционистских и административных мер, которые привели к привилегированному положению отдельных участников рынка.

В табл. 2.6 представлен набор мероприятий налогово-бюджетной политики, направленных на преодоление последствий мирового финансового кризиса в России. Общая стоимость мер налоговой политики оценивается на уровне 900–1000 млрд руб. (2,3-2,5% ВВП), мер бюджетной политики (без размещения средств суверенных фондов) – в 1145 млрд руб. (2,9% ВВП). Таким образом, суммарный объем антикризисных мер составил 2045–2145 млрд руб. (5,2-5,4% ВВП).

Таблица 2.6

Мероприятия налогово-бюджетной политики России, направленные на преодоление последствий мирового финансового кризиса[3]

Наименование мероприятий

Сумма выделенных средств

млрд руб.

эквивалент в млрд долл. США

% ВВП

1. Мероприятия налогово-бюджетной политики, всего

2045,3-2145,3

61,2-04,2

5,2-5,4

2. Мероприятия налоговой политики, всего

900-1000

26,9-29,9

2,3-2,5

В том числе:

– снижение налога на прибыль на четыре пункта

400-500

12-15

1,0-1,3

– увеличение амортизационных отчислений с 10 до 30%

150,0

4,5

0,40

– изменение порядка взимания вывозной пошлины на нефть

250,0

7,5

0,60

– прочие мероприятия, в том числе увеличение имущественного вычета для граждан при приобретении жилья, снижение ставки налога на малый бизнес, поддержка рыболовства

100,0

3,0

0,30

3. Мероприятия бюджетной политики, всего

1145,3

34,3

2,9

Пополнение уставных капиталов, всего

439,0

13,1

1,1

В том числе:

– увеличение уставного капитала "Россельхозбанка"

75,0

2,2

0,2

– увеличение уставного капитала ОАО "Росагролизинг"

29,0

0,9

0,1

– увеличение уставного капитала ОАО АИЖК

60,0

1,8

0,2

– увеличение уставного капитала Внешэкономбанка

75,0

2,2

0,2

– имущественный взнос в Государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов"

200,0

6,0

0,5

Субординированные кредиты, всего

450,0

13,5

1,13

В том числе предоставленные: – Внешторгбанку

200,0

6,0

0,5

– Россельхозбанку

25,0

0,7

0,06

– иным банкам

225,0

6,7

0,57

Субсидирование процентных ставок для предприятий агропромышленного комплекса

18,07

0,5

0,05

Поддержка авиакомпаний

32,0

1,0

0,08

Поддержка отрасли автомобилестроения

39,0

1,2

0,1

Поддержка экспорта промышленной продукции

6,0

0,2

0,02

Развитие малого и среднего бизнеса

6,2

0,2

0,02

Проведение активной политики на рынке труда и содействие занятости

43,7

1,3

0,11

Увеличение пособия по безработице

35,0

1,0

0,09

Оборонно-промышленный комплекс

50,0

1,5

0,13

Предоставление возможности использования средств материнского капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, в том числе ипотечным, на приобретение или строительство жилья

26,3

0,8

0,07