Географическая и отраслевая структура внешней торговли США

Географическая направленность внешней торговли США формируется под воздействием разнообразных факторов, связанных с развитием мирового хозяйства, американской экономики, с особенностями торговой политики на том или ином этапе развития.

Во второй половине XX в. на промышленно развитые страны приходилось свыше половины экспорта и импорта США. В отдельные периоды, например, в 1970 г., доля этих стран достигала 69% по экспорту и 73% по импорту. В начале XXI в. во внешнеторговых потоках США стали преобладать развивающиеся страны, обеспечившие в 2011 г. около 60% американского импорта и 54% американского экспорта[1].

Активизация торговых отношений США со странами Азиатско-Тихоокеанского региона в начале XXI в. происходит в условиях перераспределения мировых товарных потоков, в том числе: значительного увеличения доли азиатского региона в мировой торговле (с 18,9% в 1995 г. до 27% в 2011 г.), скромного роста доли Центральной и Южной Америки (с 4,3% до 5,7%), сокращения показателей ЕС (с 42,6% до 33,3% соответственно) и Северной Америки (доля НАФТА в мировой торговле уменьшилась с 18,4% до 14,7%)[2].

Ключевыми торговыми партнерами США являются Канада, Китай, Мексика, товарооборот с которыми в 2011 г. превысил 1,5 трлн долл., на эти страны приходилось 43,9% американского импорта и 39,6% экспорта товаров из США (табл. 9.2, 9.3).

Долгосрочная тенденция снижения (с некоторыми отклонениями в отдельные годы) роли стран Западной Европы, Канады, Японии во внешней торговле США – и по экспорту, и по импорту – наблюдается с 1970-х годов прошлого столетия. В 2001–2011 гг. эта тенденция укрепилась. В наибольшей степени и в экспорте, и в импорте США уменьшилась доля Японии.

Таблица 9.2

Географические направления экспорта США[3]

Страна/Регион

2001 г., млрд долл.

2011 г., млрд долл.

2001 г., %

2011 г., %

Экспорт США, всего

731,2

1497,4

100

100

Северная Америка

264,7

481

36,3

32,5

Канада

163,4

282,3

22,4

19,1

Мексика

101,3

198,7

13,9

13,4

Европейский союз

159,2

273,2

21,8

18,5

Латинская Америка

58,5

169,7

8.0

11.5

Ближний Восток

19,3

59,4

2,6

4,0

Азиатско-Тихоокеанский

регион

193,3

418,1

26,5

28,2

Китай

19,4

105,3

2,7

7,1

Япония

56,7

67,2

7,8

4,5

Африка

12,4

33,8

1,7

2,3

Прочие

23,8

62,2

3,1

3,0

В первом десятилетии XXI в. во внешнеторговом обороте США возросла доля Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки, Ближнего Востока.

Наиболее значительным было увеличение объема двусторонней торговли с Китаем, который в 2011 г. составил 505,9 млрд долл. Китай в 2011 г. был на втором месте по объему торговли с США после Канады, третьим экспортным рынком и крупнейшим поставщиком товаров для Соединенных Штатов.

Партнеры по НАФТА – Канада и Мексика – остаются главным рынком сбыта американской продукции – в 2011 г. на них приходилось 32,5% экспорта из США.

В начале XXI века стремительными темпами увеличивался экспорт товаров из США в Китай – с 19,4 млрд долл, в 2001 г. до 105,3 млрд долл, в 2011 г. (табл. 9.2). Среди главных статей товарного экспорта из США в Китай в 2011 г. были: соевые бобы, гражданские самолеты и авиационные двигатели, легковые автомобили, полупроводники.

Таблица 9.3

Географические направления импорта США[3]

Страна/Регион

2001 г., млрд долл.

2011г., млрд долл.

Доля в 2001 г., %

Доля в 2011г.,%

Импорт СШЛ, всего

1152,5

2235,8

100

100

Северная Америка

351,2

587,8

30,5

26,3

Канада

218,5

320,5

19.0

14,3

Мексика

132,7

267,3

11,5

12,0

Европейский союз

221,1

373,3

19.2

16,7

Латинская Америка

67,8

175,6

5,9

7,9

Ближний Восток

36,6

106,5

3,2

4,8

Азиатско-Тихоокеанский регион

414,2

818,9

35,9

36,6

Китай

102,6

400,6

8,9

17,9

Япония

127,7

131,8

11,1

5,9

Африка

25,5

93,3

2,2

4,2

Прочие

36,1

80,4

3,1

3,5

Среди стран, экспортирующих товары в США, по стоимостному объему в 2011 г. лидировали Китай, Канада, Мексика, Япония, Германия.

Удвоение стоимостного объема импорта из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в 2001–2011 гг. сопровождалось повышением доли этого региона до 36,6% американского импорта, из которых почти половина приходилась на Китай (табл. 9.3). Около половины объема американского импорта из Китая составляли компьютеры, периферийные устройства, бытовая техника, одежда и обувь, игрушки, телекоммуникационное оборудование. Если в 1980-е – 1990-е гг. в импорте США из Китая преобладала продукция широкого потребления (одежда и обувь широкого потребления, бытовая техника, игрушки), то в первом десятилетии XXI века наблюдалось стабильное увеличение доли высокотехнологичной продукции. Например, по товарной группе, охватывающей офисное оборудование, для обработки данных, телекоммуникационное, звукозаписывающее, электрооборудование, инструменты и приборы, доля китайской продукции в американском импорте возросла с 18% до 43% в 2011 г. Однако необходимо иметь в виду, что значительная часть экспортируемой продукции лишь собирается в Китае.

Во внешнеторговом товарообороте США в целом преобладают промышленные товары. В структуре экспорта и импорта продукции обрабатывающей промышленности ведущее место занимают машины, оборудование, транспортные средства. В товарной структуре экспорта в 2011 г. транспортные средства, компьютеры, химикаты, оборудование составляли 52% стоимостного объема. Товарооборот по ряду видов продукции свидетельствует о высокой степени международной кооперации. Так, в 2011 г. экспорт компьютеров и электронных компонентов из США составил 200 млрд долл., а импорт по этой же статье – 344 млрд долл.

На транспортные средства, компьютеры, химикаты, оборудование приходилось 43% стоимостного объема импорта, на энергоносители – 20,4%.

Все более значительное место в структуре внешней торговли США занимает промышленная продукция высокой степени обработки. Экспорт продукции обрабатывающей промышленности в период 2009–2012 гг. возрос на 47% и достиг в 2012 г. 1,35 трлн долл. В 2012 г. экспорт аэрокосмической продукции увеличился на треть, продукции автомобильной индустрии (включая компоненты) – более чем на 10%[5].

Важное место во внешней торговле США занимает продукция сельского хозяйства, экспорт которой в 2012 г. увеличился на 38%, в сравнении с 2011 г., а баланс торговли этой продукцией был сведен с рекордным положительным сальдо (38,1 млрд долл.). Главным рынком сбыта американской сельскохозяйственной продукции (прежде всего соевых бобов, хлопка, кукурузы) стал Китай. Доля китайского рынка в экспорте из США сельскохозяйственной продукции в посткризисный период устойчиво растет – с 2007 г. она увеличилась более чем в три раза, в том числе благодаря высокому спросу в Китае на американские соевые бобы. Экспорт сельскохозяйственной продукции в Канаду и Мексику в 2012 г. также достиг рекордной величины (39,5 млрд долл.).