Влияние международного частного права на российское коммерческое право

В XXI в. возрастающее влияние на характер экономических отношений в мире оказывает процесс глобализации, все в большей степени проявляются тенденции образования мирового экономического пространства, усиливается взаимозависимость экономик разных стран, создаются транснациональные компании, которые занимают ведущие позиции во многих сферах экономической деятельности. В этих условиях возрастает роль международно-правовой унификации права, осуществляемой преимущественно путем принятия конвенций. В создании единообразных правил особенно нуждается торговля, которая стремится "к стиранию географических границ". Однако это достаточно долгий и непростой процесс, которому препятствуют различные факторы: политические, различие социально-экономических условий и национальных правовых систем и т.д. Примером проведенной наиболее удачной унификации является Венская конвенция 1980 г., многие нормы которой восприняты российским законодателем и включены в ГК РФ.

Более простым способом унификации является так называемая частноправовая унификация, разработка правил и рекомендаций, типовых контрактов, проводимая разнообразными негосударственными международными организациями на основе обобщения правоприменительного опыта.

Исследуя общие вопросы взаимовлияния международного права и различных отраслей национального права, Ю. А. Тихомиров указывает на три области воздействия международного права на внутреннее право: 1) влияние идей, принципов и структур международного права на процессы развития и реформирования отраслей внутреннего права; 2) использование международных норм как средства толкования и как юридический аргумент в правоприменительной деятельности; 3) важность международных решений (документов) для деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов.

В то же время и некоторые институты внутреннего права с течением времени становятся институтами международного права. Так, после образования в средневековой Италии торгового права (права купцов), итальянские купцы стали распространять его правила по ярмаркам и торговым центрам Европы. Тем самым происходил процесс создания, с одной стороны, международного права торговли, с другой стороны, эти правила включались в национальное законодательство о торговле в форме торговых кодексов и законов о торговле.

С переходом Российской Федерации в разряд стран с рыночной экономикой было разработано и принято новое законодательство, соответствующее произошедшим социально-экономическим переменам, многие гражданско-правовые нормы которого были заимствованы из законодательства развитых зарубежных стран и международных актов.

В настоящее время одним из самых важных вопросов является проблема обеспечения безопасности производимых и реализуемых товаров и услуг, разработка соответствующего законодательства. В связи с принятием решения о вступлении России в ВТО в Плане действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000– 2001 годы, утв. распоряжением от 26.07.2001 № 1072, была поставлена задача приведения национального законодательства в соответствие с требованиями ВТО. В Плане было предусмотрено принятие целого пакета законов для приведения российского законодательства в соответствии с требованиями ВТО ("О регулировании экспорта и импорта товаров", "О государственной помощи", "О специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" и др.). Во исполнение требований ВТО был принят Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", который радикально изменил систему требований к товарам и иным объектам регулирования. С принятием данного Закона началось реформирование системы стандартизации и сертификации продукции и услуг, действовавшей в России в течение длительного времени.

Вместо государственных стандартов, содержавших обязательные требования к объектам регулирования, в Законе о техническом регулировании предусмотрено принятие новых нормативных документов – технических регламентов. Их значение по сравнению с ГОСТами значительно возрастет, поскольку технические регламенты могут быть приняты международным договором, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ, межправительственным соглашением, а также федеральным законом или постановлением Правительства РФ в порядке, установленном соответственно для принятия федеральных законов и постановлений Правительства РФ, с учетом положений Федерального закона "О техническом регулировании". В связи с этим резко сокращается сфера действия ведомственных нормативных актов.

Федеральным законом "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" установлено, что в качестве основы для разработки проектов технических регламентов должны использоваться международные стандарты полностью или частично за исключением случаев, если такое использование признано невозможным вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, других особенностей или по иным основаниям. Тем самым обеспечивается гармонизация технических регламентов с соответствующими международными документами в этой области.

Одной из областей отношений, регулируемых Законом о техническом регулировании, является стандартизация, в качестве целей которой Законом провозглашаются:

• удостоверение соответствия продукции или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

• содействие приобретателям в компетентном выборе продукции (работ, услуг);

• повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международных рынках; а также

• создание условия для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического, научно- технического сотрудничества и международной торговли.

Полученные за пределами территории РФ документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции могут быть признаны в соответствии с международными договорами РФ.

Федеральный закон "О техническом регулировании" предусматривает принятие технических регламентов для обеспечения безопасности товаров. Однако потребители все большее значение придают качеству приобретаемых товаров. Поэтому российские организации все чаще внедряют на своем производстве системы качества, разработанные Международной организацией по стандартам (ИСО). Системы менеджмента качества ИСО предусматривают рекомендации по организации деятельности предприятия, охватывающей практически все виды деятельности и сферы: требования к готовой продукции, оборудованию, персоналу, взаимодействию структурных подразделений и др. Применение данных систем позволяет повысить доверие покупателей к качеству поставляемых товаров. Государством проводится поддержка субъектов предпринимательской деятельности, внедряющих данную систему. Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 № 113 "О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг" Госстандарту России было предписано оказывать организациям методическую помощь по внедрению систем качества.

Созданию единообразных правил о договорах в области международной и внутренней торговли способствует проявление общих тенденций в области договорного права: повышение роли договора и усиление влияния саморегулируемых организаций, разработка ими типизированных договорных моделей. Одним из самых авторитетных и значимых документов в области международной торговли являются Принципы УНИДРУА. Данный документ широко используется в международной торговле. Однако этим его значение не исчерпывается. Как сказано в преамбуле, Принципы могут использоваться для толкования и восполнения национального законодательства.

Важную работу проводит МТП по разработке типовых международных контрактов. Так, поскольку в международной торговле получил широкое распространение дистрибьюторский договор, МТП разработала Типовой дистрибьюторский контракт, в котором предусмотрены существенные черты данного договора. Его заключает дистрибьютор – оптовый торговец, который осуществляет продвижение и (или) размещение товаров поставщика на определенной территории. Второй стороной договора является поставщик (грантор). Поставщик предоставляет дистрибьютору привилегированное положение, что обычно выражается в предоставлении исключительного права покупки товаров у данного поставщика. Дистрибьютор, в свою очередь, воздерживается от размещения товаров конкурентов. Взаимоотношения сторон носят длительный характер.

Следует отметить, что дистрибьюторский договор все шире применяется и во внутренней торговле. В российской коммерческой практике дистрибьюторский договор заключается не только с целью продвижения на российский рынок импортных товаров, но и российских товаров на региональные рынки.

Поскольку данная договорная модель в российском законодательстве отсутствует, при возникновении арбитражных споров возникают трудности в квалификации подобных правоотношений. Однозначных критериев, присущих данному договору, арбитражная практика и доктрина не выработали. В постановлении Президиумом ВАС РФ от 18.05.1999 № 7073/98 подобные обязательства охарактеризованы как договор на организацию отношений по поставкам продукции с оказанием услуг по поиску покупателей, но квалификация правовой природы договора не была дана, в связи с невыяснением ряда существенных обстоятельств дела, которое было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Однако следует отметить самостоятельность данного договора, хотя в нем и могут присутствовать элементы других договоров. Во всяком случае, ВАС РФ в рассмотренном им споре указал на необходимость отграничения данного договора от договора поставки.

Не менее распространенными договорами, заключаемыми как при осуществлении международной торговли, так и внутренней торговли, являются различные виды посреднических договоров. В ГК РФ включены правила о давно применяющихся на практике договорах поручения и комиссии, а также новый вид договора – агентский.

Между тем, все разнообразие складывающихся правоотношений при осуществлении посреднической деятельности данные договоры отразить не могут. Весьма полезным в связи с этим может быть разработанный МТП Типовой договор случайного посредничества.

• Случайным посредником является лицо, принявшее на себя обязательство на основе разового или краткосрочного договора с другой стороной по предоставлению ей определенных услуг в виде информации об именах потенциальных клиентов, содействие по заключению сделок.

В ОГЛАВЛЕНИЕ договора случайного посредничества могут включаться условия о сообщении информации о потенциальных клиентах или о конкретной сделке. Посредник может вступить в предварительные переговоры с третьим лицом, оказывать содействие своему клиенту во время переговоров и др. В некоторых случаях посредник соглашается оказывать клиенту содействие и в период исполнения сделки. В зависимости от объема и сложности оказываемых услуг в договоре устанавливается размер вознаграждения посреднику.

Такого рода услуги зачастую оказываются и при осуществлении предпринимательской деятельности внутри страны. В ГК РФ правила о таком договоре не предусмотрены. В российской литературе такой договор иногда именуют договор простого посредничества. В отличие от обязанностей поверенного, комиссионера или агента, обязанности простого посредника являются более простыми и ограничиваются совершением фактических действий. Юридически значимые действия и сделки такие посредники не совершают.

И в заключение следует обратить внимание еще на один посреднический договор – договор консигнации, являющийся разновидностью договора комиссии.

Договор консигнации заключается обычно при осуществлении внешнеторговой деятельности, но часто стал применяться и во внутреннем обороте. Данный договор можно квалифицировать как разновидность договора комиссии. Необходимой предпосылкой заключения договора консигнации является наличие складских помещений у комиссионера (консигнатора).

По договору консигнации одна сторона – консигнатор (комиссионер) обязуется в течение определенного времени за вознаграждение продавать от своего имени, но за счет другой стороны – консигнанта (комитента) товары, переданные ему для продажи консигнантом.

В отличие от договора комиссии консигнатор совершает для клиента лишь один вид сделок – продажу товаров. Договор, как правило, заключается на длительный срок – от одного года до пяти лет. В договоре оговаривается судьба нереализованных консигнатором товаров: либо осуществляется их выкуп консигнатором по согласованной цене, либо возврат консигнанту, либо распродажа по сниженным ценам.

Вывод

Единообразие складывающихся обязательственных правоотношений при осуществлении международной и внутренней торговли обусловливают необходимость применения и единых договорных форм. Торговля как один из самых динамично развивающихся видов деятельности постоянно нуждается в применении новых методов и форм организации продаж товаров, опосредуемых различными модификациями известных законодательству договоров. В таких условиях наиболее оперативным способом унификации правил о договорах выступает частноправовая унификация, проводимая путем разработки типовых форм и рекомендаций по их применению.