Функции современного государства по отношению к науке

Государство - система представительной власти и совокупность социальных институтов по управлению обществом в целом и его различными подсистемами (экономика, политика, право, идеология, наука, культура, образование, безопасность и др.).

Наука - социально-когнитивная деятельность по производству и применению нового знания (рис. 6.7).

Рис. 6.7. Основные социальные детерминанты развития современной науки

Функции государства по отношению к науке

Законотворческая - разработка государственной научно-технической политики, создание системы законов и правовых норм, регулирующих функционирование науки в современном обществе.

Исследовательская - проведение научных исследований на средства госбюджета в государственных научных институтах, организациях и лабораториях. Основные направления исследований - фундаментальная наука, оборона, национальная безопасность, сельское хозяйство, медицина, экология, космос, атомная энергетика и другие высокозатратные, но имеющие огромную социальную значимость для всего общества научные исследования и разработки.

Координаторская - координация деятельности всех секторов национальной науки (государственного, частно-промышленного, вузовского, регионального, бесприбыльных организаций и венчурных фондов). Цель - повышение эффективности и конкурентоспособности всей национальной науки в целом.

Просветительско-пропагандистская - распространение и пропаганда научных знаний в обществе через средства массовой информации, создание в обществе высокого престижа науки и научной профессии.

Международная - активное участие в крупных международных научных проектах, обмене научной информацией и совместной подготовке научных кадров.

Расходы на науку

Таблица 3. Расходы на науку в современных промышленно развитых странах и России (2000 г.)

Страна

Расходы на науку

Всего, млрд долл.

% от ВВП

На душу населения, долл.

США

247.2270

2.84

842,3

Япония

92,4994

3.06

731,3

Германия

42,2614

2,29

527,4

Франция

27,8805

2,18

461,4

Англия

23,5575

1,83

397,7

Италия

13,2413

1,05

218,2

Канада

12,7441

1.61

406,8

Чехия

1,26

163,4

Южная Корея

2,52

365,1

Швеция

3,70

773,8

Россия

9,6101

1,16

66

По абсолютным показателям современная Россия тратит на науку в 26 раз меньше, чем США; в 9,6 раза меньше, чем Япония; в 4,5 раза меньше, чем Германия.

Расходы на науку на душу населения в современной России в 13 раз меньше, чем в США; в 11 раз меньше, чем в Японии; в 2,5 раза меньше, чем в Чехии; в 12 раз меньше, чем в Швеции.

Объем валового внутреннего продукта (ВВП) в 2000 г. составил: США-10,7 трлн долл., страны ЕС (15) - 8,5 трлн евро,

Япония - 5,2 трлн долл. ВВП на душу населения (2000 г.): США - 34 880 долл., ЕЭС (15) - 23 539 евро, Япония - 25 030 долл.

Производство и экспорт наукоемкой продукции в мире

Таблица 4. Доля стран в мировом производстве наукоемкой продукции и ее мировом экспорте (1997 г.), %

Страна

Производство

Экспорт

США

32

18,1

Япония

22

9,1

Китай

7,2

1,7

Германия

5,5

6,9

Англия

4,4

8,3

Южная Корея

3,7

1,8

Франция

3

5,7

Италия

1

5,4

Германия, Англия, Франция, Италия (вместе)

13,9

26,3

Россия

0,3

Таблица 5. Доля ведущих стран в мировом производстве наукоемкой продукции по отраслям (1997 г.), %

Страна

Отрасль производства

Авиакосмическая техника

Компьютерная техника

Коммуникации

Фармацевтика

США

51

48

23

30

Япония

2

30

28

14

Германия

3

1

6

6

Китай

17

1

7

2

Интеллектуальный потенциал фирмы

Интеллектуальный потенциал фирмы - совокупность всех нематериальных активов фирмы, исчисляемая долей их стоимоста в общей рыночной цене фирмы. Существенной частью интеллектуального потенциала фирмы является ее научный потенциал и интеллектуальная собственность (собственные научные разработки, патенты, лицензии, ноу-хау, торговая марка, изобретения, авторские права, договоры и др.) (рис. 6.8).

Рис. 6.8. Основные детерминанты интеллектуального потенциала фирмы

Основные структурные компоненты интеллектуального потенциала

1. Вложения в НИОКР.

2. Вложения в человеческие ресурсы (качество персонала).

3. Интеллектуальная собственность (патенты, лицензии, ноу-хау, торговая марка, авторские права).

4. Квалификация менеджмента.

5. Корпоративная культура (отношения с финансовыми институтами, поставщиками, потребителями).

6. Корпоративная архитектура (характер иерархических и межличностных отношений в фирме, адаптивность персонала, способность к сетевым взаимоотношениям).

7. Корпоративная этика (социальная ответственность фирмы и ее персонала, взаимодействие с обществом и властями, экологичность продукции и производства) (рис. 6.9).

Рис. 6.9. Соотношение интеллектуального потенциала (ИП) и научного потенциала (НП) фирмы