Функции налогов и налоговые органы

Налоги выполняют следующие основные функции:

• фискальную – финансирование бюджета;

• социальную – поддержание социальной стабильности путем сглаживания неравенства в доходах. Для этого используется прогрессивное налогообложение, освобождение уязвимых групп населения от некоторых налогов, повышенное налогообложение предметов роскоши (см. параграф 7.3);

• экономическую – через государственное регулирование экономики.

Налоги устанавливаются законами страны, а за их сбором следят ее налоговые органы. Как правило, это министерство финансов, в составе которого есть налоговое подразделение. В США это Служба внутренних доходов Минфина США, в России – Федеральная налоговая служба Минфина России. В подчинении последней находятся налоговые органы в виде налоговых управлений и инспекций разного уровня плоть до налоговых инспекций в районах.

Однако налоговые органы не всегда сами собирают налоги. Во многих случаях этим занимаются налоговые агенты, т.е. те, кто в соответствии с налоговым законодательством страны обязан исчислять и удерживать у налогоплательщика некоторые налоги и перечислять их в бюджет или государственные внебюджетные фонды. Например, в России НДФЛ и страховые взносы на обязательное социальное страхование собираются и перечисляются в налоговые органы фирмами и организациями, где работают налогоплательщики.

Структура налогообложения

Хотя в разных странах действуют разные налоги, их набор во многом схож.

Индивидуальный подоходный налог (НДФЛ), как правило, признается главным в налоговых поступлениях развитых стран и мало значим для менее развитых стран. Так, в 2010 г. в доходах федерального бюджета США на него приходилось 42%, федерального бюджета Индии – 19%. Главная причина различной значимости этого налога для американского и индийского бюджетов состоит в разном уровне дохода граждан этих стран. Это, а также трудности взимания индивидуального подоходного налога с огромного количества граждан, приводит к тому, что в Индии данным налогом облагаются только несколько десятков миллионов состоятельных граждан из общего населения в 1,2 млрд чел. Однако и в Индии, и в США, и в подавляющем большинстве стран этот налог взимается по прогрессивной ставке – в США они составляют от 10 (на первые 17 тыс. долл. годового дохода) до 35% (свыше 379 150 долл.), в Индии – от 10 до 30%. В России важность НДФЛ растет, однако он продолжает оставаться плоским, что является редкостью в современном, все более социально ориентированном мире.

Значение корпоративного налога для доходной части бюджета колеблется по странам: в 2010 г. в США на него приходилось 9% доходной части федерального бюджета, в Индии – 38%. Однако для фирм всех стран это главный налог (так же как социальные налоги – см. ниже), и поэтому его ставки часто приводят в качестве показателя налогового бремени фирм в той или иной стране. Корпоративный налог, как правило, прогрессивный. Так, в США шкала его ставок растет от 15 до 35% по мере нарастания масштабов прибыли фирмы. В России налог на прибыль организаций – плоский, однако его ставка невелика – 20%, а для малых фирм возможна упрощенная система налогообложения по ставке 15%.

Поимущественные налоги представлены налогами па имущество домохозяйств, фирм, организаций, на дарения и наследство. В развитых странах с их обширной и дорогой собственностью доля этих налогов в бюджетных доходах более весома, чем в менее развитых странах. В России поступления от поимущественных налогов уже ощутимы и продолжают возрастать.

Налоги за пользование природными ресурсами особенно заметны в бюджетах стран с богатыми природными ресурсами. В России это прежде всего налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), идущий в федеральный бюджет, и представляющий собой природную ренту, поступающую государству как собственнику российских природных ресурсов.

Налоги на товары и услуги представлены прежде всего НДС (в ряде стран его заменяет налог с продаж), акцизами, таможенными пошлинами и сборами. В развитых странах с их упором на прямые налоги и невысокими таможенными пошлинами указанные налоги мало значимы для бюджета – в 2010 г. в федеральном бюджете США они составляли 3%, в федеральном бюджете Индии – 43, в российском федеральном бюджете – 71%.

Социальные налоги охватывают обязательные платежи работодателей и работников на обязательное социальное обеспечение. В США подобные платежи проходили преимущественно через федеральный бюджет и в 2010 г. составляли 40% его доходной части. В России страховые взносы на обязательное социальное страхование шли в государственные внебюджетные фонды, их сумма превышала в 1,5 раза сумму собранного налога на прибыль организаций, т.е. они были даже более значимы для российских фирм, чем налог на прибыль организаций.