Функции интеграции менеджмента

К функциям интеграции деятельности относят установление и реализацию сочетания, взаимодействия, совмещения, целенаправленности, стабилизации, соответствия, селекции (критериев выбора).

Совместная деятельность людей построена на разделении труда. И если управление предназначено для согласования деятельности, то главной его задачей является интеграция деятельности.

Интеграция - это построение системы взаимодополнительности, взаимозаменяемости до определенной степени, взаимоответственности, сочетания и совмещения разделенных функций, что достигается посредством управления.

Дифференциация, выступающая как объективная потребность развития управления, требует интеграции, т.е. объединения разрозненных, выделенных элементов и видов управленческой деятельности. Если представить себе, что степень дифференциации и отдельно интеграции управления можно измерять коэффициентом, диапазон изменения которого от 0 до 1, то скорости или темпы изменения этих коэффициентов будут различны. Чем выше степень дифференциации управления, тем сложнее сто интеграция, тем большими темпами нарастает коэффициент интеграции.

В определенных условиях может возникать противоречие между тенденциями дифференциации и интеграции управления. Оно проявляется в сдерживании, например, процессов дифференциации возможностями интеграции. В некоторых случаях вообще дальнейшая дифференциация становится невозможной, потому что это может привести к разрушению системы управления, если становится невозможным ее объединение, т.е. интеграция.

Продолжением процессов дифференциации и интеграции управления является специализация всего управления и в конечном итоге - его профессионализация.

Из определения управления следует, что интеграция управления зависит от многих факторов управления, но основным фактором является цель управления.

Цель представляет собой идеальный образ состояния управляемой системы. Причем этот образ существует не только в сознании менеджера, но и в сознании каждого работника фирмы. Менеджер только обобщает этот образ и ставит его в основу своей управленческой деятельности. Истоки цели - интересы работников или, точнее, та часть этих интересов, которая отражает их общность и благодаря которой люди объединяют деятельность и получают возможность удовлетворения оставшихся личных интересов, не совпадающих с общими. Если поставленная менеджером цель отражает совпадающие интересы всех или в большей своей части отражает общие интересы, то она является интегрирующим фактором, объединяет людей, заставляет их искать рациональные варианты осуществления совместной деятельности, общего движения к получению того результата, который соответствует пониманию цели. При этом, вероятно, есть необходимость делать различие между пониманием результата и цели. Цель - это нечто большее, чем результат работы, который можно рассматривать как этап в достижении цели. Цель - это то, что является в деятельности человека путеводной звездой, позволяет получать один результат за другим и результаты, связанные общим направлением в движении к цели. Именно поэтому цель и является интегрирующим фактором.

Согласование деятельности в значительной мере определяется функциями управления. Согласование - это также достижение интеграции, гармоничности взаимодействия работников в осуществлении своей деятельности; обеспечение взаимодополняемости, взаимоприемлемости. Конечно, оно зависит и от функций управления.

Главную интеграционную нагрузку в согласовании деятельности играют основные функции управления, которые были уже названы как виды деятельности, отражающие ОГЛАВЛЕНИЕ управления. Поэтому они и являются функциями интеграции управления, так как объединяют работников в систему совместного труда.

Таким образом, интеграция начинается с цели, реально отражающей интересы людей, объединяющей их в совместной деятельности. Интеграция управления проявляется в единстве и соответствии системы, механизма и процесса управления.