Лекция I. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

Современный мир не может обойтись без денег. Когда-то применимость денег ограничивалась одной местностью: каждый город имел свои собственные деньги. Потом деньги стали национальными, в оборот вошли повсеместно принимаемые для оплаты товаров и услуг национальные денежные единицы – твердая валюта. А затем деньги вышли за пределы своих стран и начали использоваться в международных расчетах – образовались мировые деньги.

За время своего существования деньги неоднократно изменяли свою форму, материальные носители, размерность, цену. От товарных денег в виде ракушек, камней, шкур диких животных и земледельческих плодов деньги эволюционировали к символическим знакам стоимости, высшее развитие которых достигается в виде электронных денег – записей на компьютерных дисках. Движение электронов опосредует реальные материальные взаимодействия.

Цель данного раздела – познакомить студентов с фундаментальными основами денежного обращения, показать механизм проявления денег и их развития от самых примитивных инструментов к разветвленным и изощренным цифровым девайсам.

Лекция 1. ПРИРОДА ДЕНЕГ

– А зачем они, эти сантики? – спросил Незнайка.

– Как – зачем? – удивился стриженый. – На них можно купить что хочешь.

– Как это – купить? – не понял Незнайка.

– Эка дурак! Купить – это купить, – объяснил стриженый. – Вот, к примеру сказать, у тебя есть шляпа, а у меня, видишь, пятнадцать сантиков. Я тебе даю пятнадцать сантиков, а ты мне даешь свою шляпу. Хочешь?

– Зачем же мне отдавать шляпу? – ответил Незнайка. – Шляпу можно на голове носить, а с сантиками что делать? Они медные и какие-то круглые.

Николай Носов. Незнайка на Луне

Задачи

• проанализировать многообразную природу денег;

• понять, почему появились деньги и почему современная экономика не может без них обойтись;

• исследовать, чем отличаются деньги от других финансовых и нефинансовых активов;

• выделить преимущества денег по сравнению с неденежными формами обмена;

• уяснить проблемы современных денег.

После изучения данной главы студент должен:

знать

• многообразную природу денег;

уметь

• анализировать механизм появления и развития различных денежных, квазиденежных и неденежных инструментов;

владеть навыками

• исследования преимуществ и ограничений современных видов денег.

Вопрос для размышления

На маленьком острове живут три человека. Первый хорошо выращивает овощи. Второму удается превосходно ловить рыбу. Третий готовит отличный кофе из плодов кофейных деревьев. Оказалось, однако, что овощевод больше всего любит кофе, рыболов – овощи, а тот, кто готовит кофе, предпочитает рыбу. Имеет ли значение для жителей острова наличие или отсутствие обращения денег?