Формы самоутверждения специалиста

Выделяют активные и пассивные формы самоутверждения личности. Вообще активность является атрибутивной характеристикой личности. Но активность личности может быть направлена на расширение сфер взаимодействия со средой, на ее целенаправленное преобразование, может иметь ярко выраженный конструктивно созидательный социальный характер и в таком случае такое самоутверждение имеет активный характер. Вместе с тем, активность личности может иметь и другую направленность: на сужение сфер взаимодействия со средой, на полное подчинение ей, безропотное принятие навязываемых ею норм, правил поведения, ценностей и т.п. Такое самоутверждающееся поведение будет иметь пассивный характер.

К числу активных форм самоутверждения специалиста относится лидерство, сотрудничество, нонконформизм и др.

Сотрудничество - это стремление личности к паритетному, взаимоуважительному, корректному и равноправному социально-психологическому взаимодействию с окружающими, коллегами по работе. Личность с таким типом самоутверждения обычно не стремится к лидерству сама (хотя нередко имеет для этого соответствующие возможности) и не признает лидерство других членов социальной группы (за исключением официальных, формальных лидеров).

Нонконформизм проявляется в активном противопоставлении личности социальной среде и идущим от нее воздействиям (даже вопреки здравому смыслу).

Формой пассивного самоутверждения является конформизм как приспособление, адаптация индивида к навязываемым ему извне нормам, правилам, ценностям, готовность следовать им даже вопреки своим желаниям.

Следует различать конформность (нонконформность) как особое качество личности, альтернативой которому выступает коллективизм (А. В. Петровский), и конформность (нонконформность) как возможную и при определенных условиях необходимую, осознанно избираемую индивидом форму поведения.

Например, конформное или нонконформное поведение может быть адекватным выражением соответствующего содержания личности. В таком случае и конформизм, и нонконформизм смыкаются в конечном счете с индивидуализмом. Индивидуалистическая личность в зависимости от своих особенностей и конкретных условий ведет себя в коллективе только конформно или нонконформно. Коллективистическая личность утверждается в коллективе ни конформно, ни нонконформно, поскольку коллективистические цели, устремления, требования и т.п. соответствуют ее личным. И эта же личность в другой социальной среде может проявлять себя конформно или нонконформно в зависимости от ситуации.

Лидерство как активная форма самоутверждения личности

Одной из активных форм утверждения личностью своей индивидуальности является ее стремление стать лидером в группе, коллективе. В каждой социальной группе в неофициальной системе взаимоотношений стихийно возникает процесс выделения лидера в интересах обеспечения внутренней социально-психологической самоорганизации группы (см. работы А. Д. Глоточкина, Е. С. Кузьмина, Б. Д. Парыгина). Лидером становится тот, кто не только может что-то дать группе, но и хочет этого. Чтобы стать лидером, человек должен хотеть этого, стремиться к подобному ролевому положению в социальной группе, прилагать необходимые усилия для реализации своих целей. Иными словами, он должен активно осуществлять свое ролевое утверждение. С другой стороны, индивид должен иметь соответствующие возможности, для того чтобы добиться признания окружающими своего лидирующего положения в группе.

Основу лидерства составляет психологический механизм состязательности. Действуя в условиях проявления коллективизма, коллективистических взаимоотношений, этот механизм приводит к соревновательным отношениям, основанным на взаимном сотрудничестве, помощи и т.п., и проявляется в мягких, гуманистических формах. Когда же состязательность проявляется на основе индивидуалистических, эгоистических ценностей, в коллективе складываются конкурентные отношения, обычно имеющие жесткие, негуманистические проявления, форму преобладания, доминирования над другими людьми.

В этом смысле и борьба за лидерство может проявляться в разных и даже в противоположных формах.

При соревновательных отношениях выдвижение лидера происходит на основе действительных и конструктивных, соответствующих интересам социальной группы, осуществляемой деятельности, достоинствах и качествах личности лидера. Когда же лидер перестает оправдывать ожидания группы, происходит его безболезненная, основанная на добровольном согласии замена другим лидером.

При конкурентных отношениях в борьбе за лидерство могут использоваться недозволенные, безнравственные, не в полной мере соответствующие групповым ожиданиям средства и способы. В таком случае лидер обычно пытается любыми способами не только утвердить себя, но и всячески поддерживать, отстаивать свое лидерство и добровольно от него обычно не отказывается. Такое лидерство чаще всего бывает в криминальных и других асоциальных структурах, организациях, системах отношений. Вполне очевидно, что в производственных и других общественно значимых организациях такое лидерство малоэффективно и чаще носит социально-разрушительный характер.

В психологии различают и другие разновидности лидерства (и соответственно типы лидеров):

- лидерство в малой социальной группе, контактной социальной среде (производственный коллектив, студенческая группа, школьный класс, семья и т.п.) - парное лидерство: лидер в борьбе с другими претендентами и непосредственном контактном взаимодействии с ними доказывает свое право на лидерство и добивается признания, поддержки окружающих;

- фронтальное лидерство: преподаватель и аудитория, оратор на митинге, депутат Государственной Думы и другого выборного органа, избираемые людьми руководители города, района, округа и т.п.;

- иерархическое лидерство: в политических партиях, профсоюзных организациях и других иерархически организованных структурах, организациях.

В зависимости от преобладающей направленности, ориентации деятельности лидера в коллективе выделяют три основных вида лидерства:

1) деловое, когда лидер способен организовать группу на решение значимой для нес задачи;

2) эмоциональное, связанное преимущественно с тем, что лидер налаживает необходимые взаимоотношения между членами группы, выступает своеобразным арбитром возникающих недоразумений во взаимоотношениях, сглаживает конфликтные ситуации и создает в микрогруппе необходимую нравственно-психологическую атмосферу;

3) смешанное, когда лидер совмещает обе названные выше функции. Такое лидерство чаще всего имеет место в устойчивых, длительно функционирующих микрогруппах и особенно характерно для групп с отрицательной, антиколлективистической направленностью деятельности, в криминальных группах.

Лидерство может быть положительным и отрицательным, что определяется социальной значимостью деятельности той или иной микрогруппы.

В зависимости от индивидуально-психологических особенностей лидеров лидерство бывает внешне выраженным (открытым) и невыраженным (скрытым). Лидеры первого типа не скрывают своего ведущего положения в микрогруппе и действуют как бы на острие интересов группы, организуя ее деятельность, беря на себя ответственность за ее дела. Лидеры другого типа обычно о себе не заявляют открыто, незаметно для стороннего наблюдателя организуют деятельность микрогруппы, управляют ею и создают в ней соответствующую морально-психологическую атмосферу: при положительной направленности группы - укрепляющую коллективные связи и, наоборот, ослабляющую их при отрицательной направленности деятельности группы. Скрытые лидеры с коллективистической направленностью деятельности - хорошие помощники, союзники членов коллектива. Они обычно не привлекают к себе особого внимания окружающих.

Лидеры различаются также стилем взаимодействия с ведомыми: авторитарным или демократическим, коллегиальным, товарищеским. Характерно, что лидерам в микрогруппах с отрицательной направленностью, как правило, присущи директивность и даже авторитарность, их самоутверждение основано на доминировании над другими. В таких группах более четкие дифференциация и субординация в нравственном подчинении членов микрогруппы лидеру. Коллегиальное лидерство обычно присуще микрогруппам с нравственно-здоровой, положительной направленностью деятельности, общения.

Как видим, самоутверждение личности является ведущим, системным, сложным и многоплановым социально-психологическим феноменом, атрибутивной характеристикой личности. Знание специалистом особенностей данного феномена, условий успешности процесса самоутверждения личности в контактной социальной среде может помочь ему в своем профессиональном становлении и утверждении.