Формы реализации политических интересов

Реализация политического интереса предполагает осуществление двух присущих ему противоположных, но предполагающих одна другую тенденций: а) тенденции на политическое самоутверждение, выражающей устремленность носителя интереса к удовлетворению своих политических потребностей; б) тенденции на историческое творчество, выражающей избирательную ориентированность субъекта на реализацию той или иной объективной возможности. Таким образом, реализация политического интереса невозможна без проявления политической активности его носителя. В политической активности субъектов можно сконструировать следующую примерную шкалу интенсивности политических действий:

1) реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью собственной высокой активности;

2) участие в периодических действиях, связанных с делегированием полномочий (электоральное поведение);

3) деятельность в политических и примыкающих к ним организациях;

4) выполнение политических функций в рамках институтов, входящих в политическую систему или действующих против нес;

5) прямое действие;

6) активная (в том числе руководящая) деятельность во внеинституциональных политических движениях, направленных против существующей политической системы и добивающихся ее коренной перестройки[1].

Исходя из предложенной шкалы интенсивности политических действий в политическом поведении классов, наций, социальных групп, слоев и отдельных личностей, можно выделить две основные формы реализации политических интересов – политическое участие и политическую деятельность.

Политическое участие представляет собой действие или совокупность действий, являющихся ответной реакцией на политические события, процессы и т.д. в целях оказания влияния на позицию и деятельность субъектов политики. Политическое участие означает: участие во всенародных обсуждениях государственных дел, референдумах; в выборах в местные и верховные органы власти; воздержание или отказ от голосования на выборах; участие в различных формах политического протеста (забастовки, стачки, голодовки и т.д.); в политических митингах, демонстрациях, собраниях; антивоенном движении; движении национальных меньшинств за свои права; написание писем к авторитетным политическим деятелям современности, прямые контакты с ними; участие в работе местных органов власти в качестве активистов, добровольных помощников и т.д. Политическое участие может быть индивидуальным или коллективным, организованным или стихийным, постоянным или спорадическим, мирным или насильственным, законным или незаконным, эффективным или неэффективным, автономным или мобилизационным.

Другая форма реализации политического интереса – политическая деятельность – представляет собой сознательное изменение или совершенствование существующих в обществе политических отношений в интересах больших масс людей (классов, наций, групп, слоев). В отличие от политического участия, представляющего собой единовременный (при референдуме) или периодически повторяющийся (на выборах) акт политического волеизъявления личности, политическая деятельность предполагает профессиональное участие в рамках тех или иных институтов политической организации общества.

Политическая деятельность тесно связана с совокупными политическими интересами тех или иных социальных образований. Основной организационной формой их выражения являются политические партии и общественные формальные и неформальные организации, движения и объединения. Выполнение политических функций внутри политических партий и общественных организаций требует наличия у того или иного деятеля достаточного уровня образованности, компетентности, опыта политического поведения, общей и политической культуры.