Формы и методы взаимодействия специалистов с воспитательным потенциалом социума в процессе социального воспитания

Любой специалист, разрешающий проблемы социализации личности и предполагающий реализовать или развивать в этих целях воспитательный потенциал социума, неизбежно вступает с ним во взаимодействие. Для этого он может использовать различные формы и методы взаимодействия с воспитательным потенциалом социума. Формы взаимодействия с воспитательным потенциалом социума носят содержательный характер. Они отражают смысловую составляющую обращения специалиста с воспитательными ресурсами и возможностями социума.

Отмеченные процессы и тенденции в XXI в. постепенно, но неуклонно вели к тому, что в общественном сознании утверждаются следующие формы взаимодействия специалиста с воспитательным потенциалом социума:

изучение воспитательных возможностей, ресурсов социума (социально-педагогическая диагностика уровня и содержания потенциала), каждой его составляющих: социальной деятельности, социальных отношений, социальных институтов и самого индивида;

развитие (восстановление) воспитательных возможностей, ресурсов социума (каждой из его составляющих: социальной деятельности, социальных отношений, социальных институтов и самого индивида) через стимулирование потенциала каждого отдельного индивида, через педагогизацию среды;

реализация (использование) воспитательных возможностей, ресурсов социума (каждой из его составляющих: социальной деятельности, социальных отношений, социальных институтов и самого индивида) в разрешении проблем социализации личности педагогическими методами, средствами и формами.

Рассмотрим ОГЛАВЛЕНИЕ каждой формы взаимодействия специалиста и воспитательного потенциала социума в отдельности.

1. При изучении воспитательного потенциала социума используются социальные инструментарии сбора информации о воспитательном потенциале социальной деятельности, социальных отношений, социальных институтов и потенциале самой личности, представляющие собой группу методов изучения воспитательного потенциала социума, значимого для разрешения проблем личности. Они позволяют изучить возможности и ресурсы социума, значимые для разрешения конкретных проблем личности. Перед реализацией мер воздействия на личность специалист изучает саму проблему личности и возможности социума, необходимые для ее разрешения, а следовательно, обращается к методам изучения. Для этого используются социальные инструментарии сбора информации о воспитательном потенциале социальной деятельности, социальных отношениях, социальных институтов и потенциале самой личности. При этом специалист использует методы изучения из области социологии, психологии, математики, позволяющие составить общую информационную картину проблемы клиента и потенциала социума, необходимого для их разрешения.

Наиболее значимыми методами сбора информации для достижения целей социально-педагогической деятельности являются социальные инструментарии сбора информации: метод анкетирования, метод наблюдения, метод анализа результатов деятельности, метод эксперимента, социально-педагогическая карта потенциала социума.

2. Основными формами развития воспитательного потенциала социума являются внедрение элементов социального обучения и социального воспитания в различные сферы городской жизни; активизация социально значимых дел, акций, движений; создание инновационных воспитательных технологий; разработка и внедрение воспитательных проектов; обновление инфраструктуры социального воспитания; стимулирование межинституционального взаимодействия.

В развитии воспитательного потенциала социума используются социальные инструментарии воздействия, формирования, развития личности, представляющие собой группу методов развития (восстановления) потенциала социума средствами социально-педагогической деятельности, социальной среды. Они обеспечивают целесообразное развитие новых и восстановления имеющихся традиционных и инновационных возможностей и ресурсов социума воздействий на личность, деятельность социального учреждения. Применение этих методов позволяет своевременно учесть общие тенденции развития социальной среды и проблемы социализации личности в ней.

Важнейшими методами развития воспитательного потенциала социума могут быть: метод создания инновационных технологий; метод активизации социально значимых дел; метод стимулирования межличностного взаимодействия; метод социальной адаптации; метод социальной реабилитации; метод проектов; метод моделирования; методы социального обучения; метод поэтапного развития среды.

3. Основными формами реализации воспитательного потенциала социума являются включение детей и взрослых в социальную деятельность, в социально значимые дела, мероприятия; включение детей и взрослых в социально значимые отношения, в межличностное общение; установление взаимодействия с различными социальными институтами, отдельными специалистами, учеными, практиками; наставничество по передаче социального опыта, социальных потребностей детям и взрослым; социальное воспитание по развитию, совершенствованию социальных потребностей детей и взрослых.

В реализации воспитательного потенциала социума используются социальные инструментарии воздействия, формирования, развития личности, представляющие собой группы методов реализации потенциала социума в деятельности и общении. Они обеспечивают своевременное и взвешенное использование социальным учреждением социальных ресурсов и возможностей, которые формируют и стабилизируют деловые отношения во всех видах человеческой деятельности.

Важнейшими методами реализации воспитательного потенциала социума могут быть: метод реализации потенциала деятельности; метод реализации потенциала социальных отношений; метод посредничества: метод партнерства; метод доверительного взаимодействия; метод совместной деятельности; метод взаимного информирования; метод согласования; метод эмпатии; метод толерантности; метод взаимовыручки; метод сближающего общения.

В итоге развития и реализации воспитательного потенциала социума происходят качественные изменения в самой личности и появление нового социального качества личности – социальной активности, означающей способность личности самостоятельно усваивать социальный опыт и позитивно влиять на этот опыт, изменяя и обогащая его новыми потенциальными возможностями более высокого уровня.