Формы экономической интеграции

Международная экономическая интеграция развивается в соответствии с логикой – от простых форм свободной торговли до выработки и проведения единой политики в денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, социальной, научно-технической, оборонной сферах, принятия единой конституции и общего гражданства и проходит несколько этапов (форм).

На сегодняшний день нет единой методологии определения общего числа форм международной экономической интеграции. Согласно доминирующим в экономической литературе оценкам, их количество варьируется от четырех до семи. ВТО использует подход американского экономиста Белы Баласса, который выделил пять основных форм экономической интеграции (рис. 12.1).

Однако в некоторых источниках экономический союз получает свое продолжение в принципиально новом звене – валютном союзе. Последний выделяется из экономического союза в самостоятельную форму. Другие специалисты среди основных форм экономической интеграции рассматривают еще одну – единый внутренний рынок. Таким образом, наибольшее количество интеграционных соглашений может быть представлено такими составными частями, как зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, единый внутренний рынок, экономический союз, валютный союз, (полная) экономическая и политическая интеграция[1].

Рис. 12.1. Основные формы экономической интеграции

Предварительным этаном интеграции можно считать преференциальный режим во взаимной торговле (ПРВТ), когда страны взаимно или на односторонней основе снижают для партнеров уровень ввозных пошлин. Целый ряд схожих с ПРВТ принципов и схем используется в режиме наибольшего благоприятствования (РНБ)[2], который фиксирует в международных торговых договорах положение, при котором каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить субъектам другой стороны не менее благоприятные условия, чем она предоставляет третьему государству, члену договора. И хотя дискуссии о совместимости ПРВТ стран- участниц в международных организациях и национальных учреждениях с РНБ длятся десятилетия, правила ВТО (в отношении преференциальной торговли стран – участниц региональных экономических объединений) определяют их четкую субординацию[3].

Собственно интеграция начинается с договора о зоне свободной торговли (ЗСТ). Она представляет собой территорию союзных стран, в пределах которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений торговля промышленными товарами. Но каждая страна при этом вправе применять собственные тарифы по отношению к третьим странам. За ее пределами они проводят самостоятельную внешнеторговую политику. При этом союзнические отношения согласовываются в процессе консультаций на уровне глав внешнеторговых ведомств[4].

Таможенный союз (ТС) предусматривает образование единой таможенной территории, за границами которой применяется общая внешнеторговая политика. Ее главными элементами являются общий таможенный тариф и система нетарифных ограничений в отношении третьих стран.

На этом этапе уже создаются общие межгосударственные органы, координирующие проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается в проведении периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный Секретариат[5].

Более высокой степенью интеграции по сравнению с таможенным союзом является общий рынок (ОР). Дополнительно к действующей свободе перемещения товаров и услуг, он предусматривает свободное перемещение технологий, капитала, трудовых ресурсов. Понятно, что такое тесное взаимодействие стран, когда фактически устраняются экономические границы между ними, требует большой подготовительной работы по сближению и гармонизации законов, налоговых и бюджетных систем, социальной сферы и т.д. На этом этапе интеграции межгосударственное взаимодействие проявляется в координации экономической политики по важнейшим направлениям кредитно-денежного, бюджетноналогового, структурного, научно-технического, социального, антимонопольного и прочего регулирования. Особое внимание здесь уделяется вопросам аграрной и антимонопольной политики[6].

На этапе экономического (и валютного) союза (ЭВС) происходит взаимная адаптация экономических систем, конвергенция национальных экономик по таким параметрам, как отношение дефицита госбюджета к ВВП, темпы инфляции, процентные ставки по долгосрочным кредитам, обменные курсы национальных валют. Страны ЭВС не просто координируют, но проводят общую экономическую политику, для чего создают наднациональные органы регулирования, добровольно уступая им часть своего экономического суверенитета. Самой высокой ступенью конвергенции хозяйственных систем участвующих в интеграции стран является введение единой валюты и создание Центрального банка союза интеграционных государств. Этот этап пока достигнут лишь в рамках Европейского союза.

Наконец, полная экономическая интеграция[7] означает проведение объединенной экономической политики, ведущей в итоге к созданию наднациональной властной и управленческой структуры, решения которой обязательны для всех[8].

Логическим завершением создания единого экономического пространства выступает политический союз (ПС). На этом этапе вводится общее гражданство, проводится общая оборонная политика, избирается единый парламент, принимается общая конституция (или заменяющий ее документ), реализуется сотрудничество в области правосудия и внутренних дел, регулируется взаимодействие в области культуры, образования, защиты прав и личных свобод граждан.

Все эти этапы прошел лишь Европейский союз, который можно с полным правом рассматривать как наиболее зрелое интеграционное объединение.