Влияние групповых норм на поведение лидера и роль лидера в изменении групповых норм

Групповые нормы как вид социокультурных норм — это определенные правила, выработанные и принятые группой на основании групповых ценностей, которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы была возможна их совместная деятельность и группа сохранялась как организованное целое.

Групповые нормы выполняют следующие функции:

• регулятивную (определяют поведение людей в группе, задают образцы их взаимодействий и взаимоотношении, формируют основные требования для членов группы);

• оценочную (выступают в качестве оснований и критериев .тля квалификации поступков и отношений члена группы как правильных и неправильных);

• санкционирующую (определяют реакцию группы на поступки отдельных членов, отклоняющиеся в положительную или отрицательную стороны);

• стабилизирующую (сплачивают группу, придают ей психологическую устойчивость)[1].

Таким образом, групповые нормы выступают как неофициальные правила поведения, которые вырабатываются членами группы в процессе взаимодействия на основе общего мнения и отражают преобладающие в данной группе ценностные ориентации и социальные установки[2].

Люди редко осознают существование у себя четко сформулированных норм. Чаще всего индикатором сформированность норм служат определенные формы поведения, одобряемые или не одобряемые в группе, которые демонстрируют конкретные лица — носители принятых в данном сообществе норм.

Представление о правильности или неправильности групповых норм относительно, поскольку могут различаться субъекты, с позиций которых оно устанавливается, а для одного и того же человека существуют нормы разного уровня обязательности[3].

Нарушение групповой нормы первого уровня квалифицируется как преступление или отклоняющееся поведение, подлежащее обязательному осуждению в правовом или моральном порядке.

Нормы среднего уровня правила, которым в своем поведении следует абсолютное большинство членов группы.

Нормы высшего уровня не только в правовом, но и в моральном отношении не являются обязательными для всех, им добровольно следует небольшая часть наиболее сознательных членов группы, поведение которых можно оценить как "сверхнормативную деятельность".

Групповые нормы устанавливают рамки должного, допустимого и недопустимого поведения, независимо от исполняемой тем или иным членом группы функциональной роли.

В целом групповые нормы:

• помогают группе достичь стоящую перед ней цель или препятствуют этому (например, открытость в общении и коллективизм как нормы способствуют эффективности деятельности группы, а нечестность и низкие стандарты работы препятствуют этому);

• поддерживают жизнедеятельность группы;

• создают специфическую групповую реальность (формируя определенное единство мировоззрения и на этой основе приводя к единому групповому стилю поведения, стандартам деятельности и т.п.);

• определяют способы взаимоотношений членов группы и группы в целом с социальным окружением[4].

Член группы, который претендует на роль лидера, должен доказать другим членам группы, что он поддерживает групповые ценности и нормы и лучше других реализует их, а значит, на него следует ориентироваться остальным.

Однако, заняв главенствующую позицию, лидер оказывается должен в той или иной степени отступать от групповых норм. Именно отступая от норм, он сохраняет свой статус. При этом сохранение статуса не должно быть для лидера самоцелью. Основная причина заключается в ином.

Поскольку нормы являются стандартами, они в определенной степени делают поведение членов группы единообразным (побуждая к конформизму) и в результате ограничивают возможности группы в развитии. Поэтому изменение, развитие, преобразование, инновации связаны всегда с более или менее серьезным отклонением от норм. Известный социолог Э. Дюркгейм писал: "Свобода мысли, которой мы пользуемся ныне, была бы невозможна, если бы запрещавшие се правила не нарушались вплоть до того момента, когда они были торжественно отменены"[5]. То же самое касается и любых других аспектов поведения человека.

Поскольку основная функция лидерства — именно инновации (см. главу 1), то можно утверждать, что для любого лидера характерно стремление в той или иной степени отклоняться от норм. В определенной степени такое стремление следует рассматривать как инструментальную ценность, которая позволяет лидеру реализовать нововведения, создавать новые культурные образцы, проверять новые способы взаимодействия.

Отклоняясь от групповых норм и изменяя их, лидер показывает последователям, что существует множество разных альтернативных образцов поведения, способствует совершенствованию группы как организованного целого, находит новые, более эффективные способы достижения общегрупповых целей.