Формирование психических функций

В первые 2 месяца жизни в результате миелинизации нервных путей повышаются оперативные возможности коры головного мозга. С 2 месяцев начинается интенсивное увеличение количества синапсов, особенно сильный синаптогенез приходится на период от 2 до 4 месяцев. В результате расширяется морфологическая база для формирования процессов восприятия.

Важным новообразованием поведенческого репертуара младенца 2–3 месяцев жизни становится эмоциональное сопровождение восприятия. Это так называемый комплекс оживления, включающий в себя эмоциональное оживление, активизацию движений, улыбку, гуление при контакте с ребенком близких взрослых, в первую очередь матери. С 3 месяцев ориентировочная реакция приобретает характер доминанты, комплекс поведенческих реакций ребенка направлен на новый объект и способствует его фиксации, а эмоциональная реакция оживления, базирующаяся на предпочтении новизны, способствует его восприятию.

Интегративные системные процессы в коре головного мозга обеспечиваются развитием внутри- и межанализаторных связей, ассоциативных областей коры больших полушарий, прежде всего височно-теменно-затылочных структур, нейроны которых способны отвечать на раздражения разных модальностей. С развитием ассоциативных областей коры, в состав которых входят речевые центры, связано развитие коммуникативной речевой деятельности в виде гуления и лепета.

В 6 месяцев вновь значительно нарастает синаптогенез, отмечаются прогрессивные изменения в строении проекционных и непроекционных отделов мозга, увеличивается объем нервных волокон, появляются гнездные группировки нейронов, способствующие более совершенной обработке информации. Важную роль в развитии психических функций ребенка в этот период играет формирование длинных ассоциативных связей между областями коры.

Взаимодействие с объектами окружающего мира происходит в этом возрасте с подключением разных анализаторных систем. Сначала в возрасте 4 месяца к рассматриванию игрушек и своих рук присоединяется дотягивание, толкание игрушек, затем захватывание, ощупывание, позволяя сочетать зрительные, тактильные и кинестетические модальности восприятия. Звучащие предметы также привлекают внимание ребенка, способствуя формированию межмодальных (зрительно-слухо-двигательных) взаимодействий.

В 6 месяцев ребенок садится – это означает новый этап его развития: увеличиваются возможности обозрения, освобождаются руки, которые ребенок активно использует для манипуляций с предметами, развиваются координационные возможности. Следующим важнейшим навыком является прямохождение, расширяющее возможности координации движений и самостоятельного исследования окружающей среды. Развитие ребенка в период с 1 года до 3 лет в значительной мере зависит от предметной деятельности (манипуляций с предметами – нанизывание, вкладывание, засовывание и пр.), которая является для этого возраста ведущей деятельностью, определяющей ход психического развития.

Возможность произвольных двигательных действий обусловлена интенсивным развитием двигательной корковой зоны, нейронный аппарат которой в этом возрасте достигает значительной степени зрелости, и лобных отделов, где с 1 года до 3 лет нарастает длина и разветвленность дендритных сплетений, дифференцируются вставочные нейроны. Созревание аппарата вставочных нейронов приводит к усложнению ансамблевой организации и совершенствованию обработки информации и организации деятельности. Все это обеспечивает развитие инициативных предметных действий. Увеличивается разнообразие манипуляций и усложняется конструктивная деятельность с кубиками, пирамидкой, карандашами, бытовыми предметами (чашка, ложка, ботинки), ребенок постепенно научается использовать их по назначению. В процессе манипуляций с предметами ребенок постигает их разнообразные свойства, в том числе относительные характеристики, например размер колец пирамидки (больше/меньше), с правильным использованием этих свойств. В развитии познавательной сферы важная роль принадлежит системе зрительного восприятия.

Дальнейшее созревание заднеассоциативных и переднеассоциативных структур, участвующих в реализации зрительной функции, способствует развитию операций опознания и запоминания предметов. Ребенок в возрасте 2–3 года способен узнавать не только знакомые реальные предметы, но и их изображения на картинке. Если ребенку первого года жизни для опознания целостного образа требовался непосредственный контакт с предметом и интеграция информации, поступающей по разным сенсорным каналам (тактильный, звуковой, обонятельный), то в этом возрасте ребенок уже владеет сформированным эталоном и опознание предмета на картинке может осуществляться только за счет зрительной информации.

Существенным этапом в формировании психических функций ребенка является возраст от 3 до 6–7 лет, когда постепенно развиваются механизмы мозгового обеспечения познавательной деятельности, которые обусловливают готовность к началу систематического обучения. Степень зрелости этих механизмов имеет важное прогностическое значение, предопределяя успешность обучения в школе.

К концу дошкольного периода происходят существенные изменения в системной организации зрительного восприятия, отражающие созревание нейронного аппарата проекционной и ассоциативных областей коры больших полушарий и дальнейшую специализацию корковых зон. Развивающаяся в дошкольном возрасте возможность произвольной регуляции деятельности является предпосылкой способности ребенка к управлению своим вниманием. Скачок в структурно-функциональном созревании лобных областей к 6–7 годам создает физиологическую основу осознанной регуляции активационных процессов – включение механизмов произвольного внимания. Реализация этих возможностей на данном этапе развития требует участия взрослого, направляющего и организующего внимание ребенка.

В 1–2 года интенсивность метаболизма в нейронах коры головного мозга достигает уровня взрослого, в возрасте от 3 до 8 лет превышает его в два раза, а после 9 лет снижается. Столь высокий метаболизм в диапазоне от 3 до 8 лет объясняется увеличением числа синаптических контактов и повышением уровня обмена нуклеиновых кислот пирамидных нейронов.

К 9–10 годам, по мере дальнейших структурных преобразований в различных областях коры и их возрастающей специализации, совершенствуются механизмы произвольного внимания, точные произвольные движения пальцев рук.

В подростковом возрасте также выявляются существенные морфологические преобразования нейронного аппарата коры – усложняется клеточное строение коры, происходит тонкая дифференцировка пирамидных нейронов и звездчатых клеток, обеспечивающих интегративную деятельность мозга. Значительное влияние на деятельность мозга у подростков оказывают эндокринные изменения, связанные с половым созреванием. Как уже говорилось, начало полового созревания характеризуется резким повышением активности гипоталамо-гипофизарной системы – центрального звена регуляции желез внутренней секреции. Поскольку гипоталамус является одной из важнейших структур лимбической системы, повышение его активности сказывается на функциональном взаимодействии структур мозга, особенностях регуляции и контроля корковой активности.

В начале полового созревания (II и III стадии по Таннеру) по ряду нейрофизиологических показателей отмечаются отрицательные отклонения в функциональной организации мозга. Под воздействием интенсивных гормональных перестроек этого периода снижается функциональное состояние коры головного мозга и ее регулирующее воздействие на нижележащие структуры, следствием чего является снижение адаптационных возможностей организма.

Таким образом, в подростковом возрасте на начальных этапах полового созревания в мозговом обеспечении важных для формирования познавательной деятельности функций обнаруживаются условно регрессивные отклонения. В основе этих изменений лежат мощные биологические перестройки, сопровождающиеся разбалансировкой отдельных звеньев регуляторной системы. На поведенческом уровне это проявляется в эмоциональной неустойчивости, снижении работоспособности и адаптационных возможностей в процессе учебной деятельности. На завершающих этапах полового созревания функциональная активность коры головного мозга вновь стабилизируется и может в полном объеме выполнять свои задачи.