Фондовый рынок

Фондовый рынок Германии отличается высоким уровнем развития, и банки играют на нем центральную роль. Здесь традиционно существует разделение банковской деятельности и операций с ценными бумагами. По всей видимости, поэтому специализированных фирм-инвесторов в стране немного. Иностранные инвесторы или коммерческие банки должны иметь лицензию на свою деятельность, даже если они не выдают кредитов. Банковский закон Германии также требует, чтобы любая компания, занимающаяся кредитной деятельностью, получила лицензию Банковского наблюдательного управления и, соответственно, лица или организации, желающие торговать на бирже ценных бумаг, должны получить разрешение и от Биржевого управления.

Универсальные банки длительное время проводили операции с ценными бумагами, что считалось нормальным для фондового рынка. В последние годы, однако, развивается другая тенденция — происходит рост значимости финансово-банковских учреждений, осуществляющих универсальные операции, в том числе и с ценными бумагами. Круг деятельности таких универсальных финансовых учреждений регулируется Банковским наблюдательным управлением и Службой страхового наблюдения. Германия — федеративное государство, состоящее из земель, которые обладают большой степенью автономии. Каждая земля имеет свою фондовую биржу, хотя Франкфуртская фондовая биржа традиционно доминирует — в конце 1992 г. она была официально переименована в Немецкую фондовую биржу Для более эффективной конкуренции с лондонскими и другими европейскими биржами в Германии создана Компания фондовой биржи с целью сформировать рынок и ввести единые нормы его функционирования. В соответствии с германским Законом о бирже наблюдение за деятельностью фондовой биржи осуществляет правительство земли, на территории которой она расположена. От имени правительства, как правило, действует Управление наблюдения за фондовой биржей, которое является составной частью Министерства экономики соответствующей земли (субъекта германской федерации). Само же правительство не занимается наблюдением (или регулированием) рынков, а лишь одобряет правила их саморегулирования. При этом вплоть до последнего времени (2008 г.) практически не существовало законодательных актов, регулирующих фондовый рынок; правила, установленные в 1970 г. и дополненные в 1988 г. были чрезмерно либеральными, они не налагали на субъекты биржевого рынка каких-то ограничений. Обстановка изменилась в последние годы, в ходе глобального кризиса и после него, когда были приняты серьезные ограничительные и контрольные меры.

Облигации. На рынке ценных бумаг Германии обращаются прежде всего облигации крупных банков, и одновременно котируются государственные ценные бумаги: облигации федерального правительства; долгосрочные 00 лет) и среднесрочные (4—5 лет) поштучные облигации; правительственные ноты, выпуск которых был временно приостановлен в сентябре 1994 г. и августе 2008 г.; облигации специализированных фондов (например, Совета по опеке над государственными предприятиями бывшей ГДР); муниципальные облигации — железнодорожные, почтовые, телеграфные и др.; обращаются в большом количестве и еврооблигации.

Следует отметить следующую особенность: система государственного регулирования рынка ценных бумаг Германии достаточно либеральна, она, например, значительно слабее, чем во Франции. В Германии до 2009 г. не было института аналогичного Комиссии по ценным бумагам: он был образован лишь в 2009 г. Одновременно существующие институты действуют под достаточно жестким государственным контролем. Поэтому спекулятивный капитал в Германии чувствует себя неуютно.