РЕЗЮМЕ

Финансовый менеджмент в традиционном толковании, как правило, ассоциируется с финансовым планированием и прогнозированием, бюджетированием и бизнес-планированием, разработкой и оценкой инвестиционных проектов, организацией управленческого учета, финансовым анализом, управлением ликвидностью, достижением финансовой устойчивости и многим другим.

В случае, когда компания по своему организационно-правовому статусу является акционерным обществом, у финансового менеджмента возникают особые функции, которых нет, например, у обществ с ограниченной ответственностью: управление акционерным капиталом, проведение операций с корпоративными ценными бумагами и иными финансовыми инструментами на финансовых рынках, в том числе рынках капитала, начиная с эмиссии и заканчивая их фондовой куплей-продажей, умелое проведение политики дивидендов, реструктуризация в форме слияний и поглощений, управление портфелем ценных бумаг с учетом рисков, использование инструментов защиты против этих рисков, организация трастового управления и т.д.

Изучение свойств и функций финансового менеджмента применительно к акционерному обществу или корпорации, по сути, превращает обычный финансовый менеджмент в сферу управленческой деятельности, где отражаются результаты прикладного использования основных положений финансов корпорации или, как их принято называть, корпоративных финансов. Соответственно финансовый менеджмент корпорации превращается в корпоративный финансовый менеджмент. Как и корпоративные финансы, отличающиеся особым финансовым устройством корпорации, корпоративный финансовый менеджмент отличается от общепринятого толкования финансового менеджмента своей акционерной природой. Ее суть определяется несколькими широко известными положениями:

построение корпоративной финансовой системы в тесном взаимодействии с рынками капитала;

организация финансового устройства на основе выпуска и обращения ценных бумаг.

Если принять во внимание главное правило корпоративных финансов, основанное на прогнозировании и дисконтировании денежных потоков (или доходов корпорации), корпоративный финансовый менеджмент неизбежно трансформируется в стратегический финансовый менеджмент, в последние годы получивший широкое распространение. Помимо многочисленных характеристик стратегического финансового менеджмента, объединить которые правомерно базовым их предназначением - оценкой финансовой перспективы, его ОГЛАВЛЕНИЕ, приобретающее сегодня самые многообразные формы, обусловлено главным правилом корпоративных финансов.

Главное правило корпоративных финансов - правило чистой приведенной ценности.

У корпоративного финансового менеджмента есть одна особенность, о которой необходимо упомянуть: корпорация как организационно-правовая основа финансового менеджмента бывает двух видов: открытая (публичная) или закрытая. В последнем случае многие положения корпоративных финансов, основанные на рыночных оценках, теряют смысл и значение. То же происходит и в случае некотируемых компаний. В данном случае возникает так называемый некотируемый финансовый менеджмент или финансовый менеджмент для некотируемых компаний, основу которого составляют многочисленные расчеты, алгоритмы и технологии, позволяющие приблизить количественные оценки к рыночным.

В данной главе обсуждаются вопросы методологии современного финансового менеджмента, среди которых базовые принципы и цели финансового менеджмента. В качестве главной цели современного финансового менеджмента рассматривается максимизация приращения корпоративной ценности, главной детерминантой которой признается денежный поток. Изучение функций финансового менеджмента не ограничивается набором традиционных функций, среди которых выделяются финансовое планирование и бюджетирование, ценообразование, учет и контроль. Описание нетрадиционных и специальных функций финансового менеджмента, лишь недавно начавших внедряться в российских компаниях, занимает в главе, посвященной организационной концепции финансового менеджмента, значительное место. Организационные схемы финансового менеджмента и должностные обязанности финансовых менеджеров обсуждаются во втором параграфе данной главы. В ходе обсуждения доказывается жизненность типовой схемы финансового управления, в которой признается тройственный союз финансового директора, казначея и бухгалтера-контролера, во главе которого стоит финансовый директор, занятый реализацией функций стратегического финансового менеджмента.

Стратегическим функциям финансового руководителя посвящен заключительный параграф первой главы; переход к освоению функций стратегического финансового менеджмента непосредственно связывается с переходом в управлении к парадигме создания корпоративной ценности. В связи с этим значительное место отводится исследованию аудиторской функции финансового директора, за которым закрепляется ответственность создания системы расчета справедливой ценности, способной претендовать на официальное признание со стороны внешних аудиторов. Глава завершается кратким описанием различных моделей оценки корпоративной ценности, и в результате становится понятно, что понятие ценности нельзя ограничивать лишь экономической прибылью.