Влияние на дипломатию информационно-коммуникационных технологий

Более двух столетий назад Томас Джефферсон размышлял: "Вотуме два года, мы не получали никаких вестей от нашего посла в Испании. Если и в этом году от него ничего не будет, придется написать ему письмо". В середине XIX в., получив в Уайтхолле первое телеграфное сообщение, лорд Пальмерстон воскликнул: "Дипломатии пришел конец" В 1970-х гг. канадский премьер-министр Пьер Трюдо заметил, что все министерство иностранных дел вполне можно заменить подпиской на "Нью-Йорк тайме". Современные средства связи делают с дипломатией то же, что и с печатными СМИ: деморализуют и ставят под угрозу само их существование, но вместе с тем и напоминают, какую важную роль играют и СМИ, и дипломатия.

Мировое информационное пространство пронизано виртуальной дипломатией: Швеция, Бразилия и другие страны открыли виртуальные консульства в киберпространстве, где бывший заместитель госсекретаря США но вопросам публичной дипломатии и связям с общественностью Джеймс Глассман вступил в дискуссию с египетскими блоггерами. Американский сенатор Джон Керри даже предложил назначить посла для представления интересов страны в киберпространстве.

Неформальная дипломатия versus формальная дипломатия

Всегда существовали две формы дипломатии — формальная (переговоры) и неформальная, под которой понимаются непрямые коммуникации посредством слов (например, заявления МИДа) или действий (например, приведение войск в боевую готовность или военные парады), направленные на привлечение международного внимания к какому-то вопросу, связанному с интересами данного государства. Иногда дипломатию отождествляют с переговорами, что неверно. Неформальная дипломатия составляет элемент искусства управления внешней политикой государства. Ее единственный недостаток состоит в том, что сигнал может быть неправильно понят, особенно если иметь в виду, что его воспринимает широкая общественность, включая оппозиционные силы внутри других государств.

В связи с возрастанием роли СМИ и в целом информационно-коммуникационных технологий в жизни современного общества особое значение приобретает такая форма неформальной дипломатии, как публичная дипломатия. Публичная дипломатия — это информирование международной общественности, поддержание контактов с другими народами в сфере образования и культуры, нацеленное па создание привлекательного образа своей страны. Иными словами, это пропаганда базовых ценностей, основных норм жизнеустройства своей страны за рубежом, называемая сейчас мягкой силой.

Естественно, для развитых стран создается соблазн использовать имеющиеся у них преимущества в информационных технологиях и средствах манипулирования общественным сознанием для информационной и культурной экспансии. По признанию американцев, публичной дипломатией они занимаются с конца 1940-х гг. При этом любое изменение расстановки сил на международной арене требовало от Белого дома корректировки задач публичной дипломатии. Так, президент Дж. Картер в конце 1970-х гг. перестроил структуру внешнеполитической пропаганды. Было образовано новое ведомство — ЮСИКА (Агентство международных коммуникаций США). Перед ЮСИКЛ были поставлены две задачи:

1) рассказывать миру о США и ее политике, в частности о ее приверженности культурному разнообразию и индивидуальной свободе;

2) рассказывать американской общественности о мире для того, чтобы обогатить ее культур}', а также дать американцам "понимание, как эффективно решать проблемы, возникающие среди государств".

Для этого использовались, в частности, радиостанции "Свобода" и "Свободная Европа", печатные издания "Америка", "Проблемы коммунизма".

Интересы американской публичной дипломатии в период холодной войны были направлены не только против СССР, его действительных или потенциальных союзников: радио- и печатная информация передавалась на десятках языков мира.

Белый дом всегда уделял особое значение умению дипломата работать с информацией и пропагандировать идеи администрации в стране пребывания. Не случайно четыре из пяти назначенных Белым домом в период президентства Рейгана послов — представители СМИ, педагоги и люди, умеющие хорошо работать с общественностью.

Россия пока существенно отстает от США и других развитых стран по уровню пропаганды привлекательности своей страны. Но у нее есть резервы для этого. Прежде всего, это высокий уровень образования россиян и развития российских СМИ, включая российский сегмент Интернета Рунет. Практические выводы и рекомендации, которые отсюда следуют, состоят в следующем.

1. Государство должно создать благоприятные условия для пропаганды национальной привлекательности нашей страны с использованием всех возможных средств.

2. Необходимо использовать опыт США и других развитых стран в области публичной дипломатии.

3. Огромное практическое значение имеет исследование взаимосвязи публичной дипломатии и мирового общественного мнения как новейшего фактора в системе современных международных отношений.

Основой современной дипломатии второй половины XX — начала XXI в. является Венская конвенция 1961 г. о дипломатических сношениях, регламентирующая порядок установления и прекращения дипломатических сношений, учреждения дипломатических представительств и их функции, устанавливающая дипломатические классы, порядок аккредитования главы дипломатического представительства и его персонала, объем дипломатических иммунитетов и привилегий и др.

Парадипломатия

Под парадипломатией (параллельной дипломатией), широко распространившейся в конце XX -начале XXI в., понимается деятельность на международной арене и заявление о своих интересах представителей гражданского общества государств — лидеров субгосударственных единиц, например городов, недипломатических представителей государственной власти (парламентариев), гражданских лиц, выезжающих за рубеж или осуществляющих внутри страны деятельность, имеющую внешнеполитические последствия. Международный порядок в настоящее время способствует созданию огромного числа лиц, вовлеченных прямо или косвенно в дипломатическую деятельность либо затронутых ею. Благодаря этому правительства способны привлекать широкую общественность и самые разные группы, а не только элиты для обеспечения поддержки дипломатической деятельности государства.

Если говорить о субнациональных или субгосударственных институтах, участвующих в дипломатическом процессе, то в качестве примера таких акторов исследователи в основном приводят канадские провинции, австралийские штаты, Страну басков, Каталонию, Шотландию, Уэльс, Фландрию, Валлонию и германские земли.

К впечатляющим явлениям относится парадипломатия городов, имеющая множественные проявления, например, такие, как Всемирная организация "Объединенные города и местные власти", Европейская коалиция городов против расизма, международная организация "Европейские города против наркотиков", движение "Мэры за мир". В движении городов-побратимов участвуют сегодня более 2500 городов в 134 странах. Москва поддерживает устойчивые партнерские отношения почти с 160 городами, регионами и государствами мира.

Сказанное означает очевидный сдвиг в отношении дипломатического процесса, формируемого теперь не только сверху вниз, но и снизу вверх и подтверждает известное высказывание Дж. Розенау о "двух мирах в одном мире политики" (1990).