Лекция IV. Финансовое обеспечение государственных обязательств

1990-е гг. характеризовались наличием и постоянным увеличением разрыва между обязательствами, которые брало на себя государство, например, в области социального обслуживания и предоставления льгот населению или жилищно-коммунального хозяйства, и их финансовым обеспечением. В отдельных случаях взятые обязательства многократно превышали финансовые возможности государства. Такая непродуманная финансовая политика регулярно приводила к кризисам неплатежей, задержке выплаты заработных плат, отсутствию возможности возместить расходы, связанные с предоставлением социальных льгот.

Принятие ряда законопроектов, в первую очередь Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, позволило коренным образом переломить ситуацию и четко разделить полномочия всех уровней государственной власти по обеспечению обязательств государства. Следующим шагом стало внедрение в бюджетную практику понятия расходных обязательств.

В настоящее время формирование расходов всех бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, которые установлены законодательством РФ о разграничении полномочий органов государственной власти РФ.

Лекция 12. Общая характеристика расходов бюджетов

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

– понятие расходов бюджета, реестра расходных обязательств;

– определение государственных услуг, финансового менеджмента;

уметь

– приводить примеры основных публичных нормативных обязательств;

– перечислить этапы исполнения бюджета по расходам;

владеть навыками

– определения полномочий органов власти субъектов РФ, относящихся к предметам ведения субъектов РФ, а также к предметам совместного ведения;

– составления примера государственного задания.

Расходы бюджета непосредственно связаны с выполнением государством своих функций. Посредством распределения расходов бюджета происходит концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач, таких как финансирование образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства, финансовое обеспечение социальных обязательств государства.

В представленной главе рассматриваются понятия расходов бюджета, расходных обязательств, которые по своей экономической сути тесно взаимосвязаны. Описан процесс формирования расходов бюджетов бюджетной системы РФ, последовательно рассмотрен порядок возникновения расходных обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Приведены основные положения Конституции РФ, устанавливающие разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Определен перечень полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Уточнены вопросы местного значения муниципальных образований. В главе также рассмотрены вопросы реализации расходных обязательств в бюджетном процессе с учетом последних нововведений в бюджетном законодательстве. Приведены этапы исполнения бюджета по расходам, определены основы формирования и исполнения расходов федерального бюджета. Вопросы повышения эффективности бюджетных расходов рассмотрены в рамках новаций в бюджетном процессе, принятых за годы проведения бюджетной реформы.

Ключевые понятия

Расходы бюджета, расходные обязательства, реестр расходных обязательств, бюджетные обязательства, денежные обязательства, публичные обязательства, публичные нормативные обязательства, бюджетные ассигнования, лимит бюджетных обязательств, государственные (муниципальные) услуги, государственное (муниципальное) задание, действующие и принимаемые расходные обязательства, главный распорядитель бюджетных средств, обоснование бюджетных ассигнований, распорядитель бюджетных средств, получатель бюджетных средств, бюджетное учреждение, бюджетная смета, бюджетная роспись, непосредственный результат использования бюджетного ассигнования, конечный результат деятельности субъекта бюджетного планирования, ведомственная структура расходов бюджета, финансовый менеджмент