Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФФПР)

Он образован в 1994 г. в рамках федерального бюджета и имеет своей целью выравнивать уровни бюджетной обеспеченности регионов и оказывать помощь тем субъектам Федерации, у которых собственных доходов и дополнительных средств, полученных из федерального центра, недостаточно для финансирования текущих бюджетных расходов.

В настоящее время существует объективный формализованный порядок распределения дотаций из этого фонда. Их получают те регионы, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает минимального уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ с учетом дотаций на эту цель в расчете на одного человека. Минимальный же уровень рассчитывается без учета десяти самых обеспеченных регионов и десяти регионов с самым низким уровнем бюджетной обеспеченности. Индекс средней по РФ обеспеченности принят за единицу. Расчетная бюджетная обеспеченность определена как 0,6 среднего уровня по России[1].

Исходная (до распределения дотаций) бюджетная обеспеченность подсчитывается так:

Индекс бюджетной обеспеченности региона - Индекс налогового потенциала / Индекс бюджетных расходов.

Налоговый потенциал – это относительная оценка налоговых доходов, определяемая с учетом развития и структуры налоговой базы. В 2013 г. индекс налогового потенциала выше единицы у Москвы (3,221), Сахалинской области (3,208), у Якутского АО (5,159), а также у Красноярского края, Санкт- Петербурга, Республики Саха (Якутия), Магаданской области. Для регионов с ростом налогового потенциала должна снижаться финансовая помощь, что должно стимулировать их к развитию собственной налоговой базы.

Индекс бюджетных расходов представляет собой относительную оценку расходов регионального бюджета по предоставлению одинакового объема бюджетных услуг в расчете на душу населения с учетом объективных региональных факторов и условий. По объективным причинам в северных регионах и на Дальнем Востоке индекс бюджетных расходов превышает единицу: Камчатский край – 5,396, Чукотский АО – 6,102, Магаданская область – 4,575. Для Москвы, Санкт-Петербурга, Тюменской области и ряда других регионов значения индекса ниже среднероссийской единицы, а налоговый потенциал высокий. Это означает, что эти регионы являются высокообеспеченными и выступают донорами.

Бюджетная обеспеченность до распределения дотаций в России сильно варьирует. У Москвы индекс бюджетной обеспеченности равен 3,40, у Тюменской области – 2,53, у Ингушетии – 0,14, у Камчатского края – 0,21. После перераспределения бюджетная обеспеченность выравнивается. В 2013 г. у Ингушетии с 0,140 она выросла до 0,595, у Камчатского края – с 0,211 до 0,577. Разрыв бюджетной обеспеченности между десятью наиболее и наименее обеспеченными субъектами РФ в 2012 г. снизился по сравнению с расчетной дифференциацией с 6,2 до 2,5 раза при увеличении числа получателей дотаций.

Передовой зарубежный опыт таков: например, в Германии минимальный уровень бюджетной обеспеченности земель после выравнивания не должен быть ниже 90% среднего уровня по стране. Таким образом, в России выравнивание такой высокой степени еще не достигнуто.

Между российскими регионами в 2013 г. разделено 418,8 млрд руб. дотаций для достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности. Для семи из 83 субъектов РФ дотации Центра в 2013 г. не предусмотрены (Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Тюменская, Московская, Ленинградская и Сахалинская области). Это регионы-доноры, бюджетная обеспеченность в которых превышает среднероссийскую. На 2014 г. предусмотрено выделить 356,0 млрд руб., на 2015 г. – 335,1 млрд руб.

Помимо дотаций на уравнивание бюджетной обеспеченности существуют и дотации по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ (в 2013–2015 гг. – 100,0 млрд руб. ежегодно). Они направляются на социально значимые расходы: повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы, оказание дополнительной социальной помощи многодетным семьям.

Федеральный фонд компенсаций, созданный в 2001 г., предоставляет субвенции из федерального бюджета для обеспечения всех субъектов РФ и (или) муниципальных образований, если на них федеральным законом переложены социальные обязательства.

Выделение субвенций не зависит от финансовой обеспеченности регионов и призвано лишь компенсировать не обеспеченные доходами расходы. Примерами таких расходов являются индексация государственных пособий семьям с детьми, увеличение размеров материнского (семейного) капитала и др. Субвенции распределяются пропорционально численности населения, имеющего право на такие выплаты.