Факторы социализации

Социализация осуществляется под влиянием совокупности природных, социально-экономических, психологических, педагогических и иных факторов (т.е. побуждающих сил, источников влияния). Факторы, оказывающие влияние на процесс социализации, можно объединить в две группы:

1) внутренние факторы, т.е. индивидуальные физические и психические характеристики (здоровье, способности и др.);

2) внешние факторы. А. В. Мудрик выделяет четыре группы внешних факторов социализации:

мегафакторы (космос, планета, мир в целом);

макрофакторы (страна, этнос, общество, государство);

мезофакторы (регион, средства массовой коммуникации, субкультуры, тип поселения);

микрофакторы (семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, в том числе религиозные, частные и контрсоциальные, микросоциум).

Психологические механизмы социализации

Психологические механизмы социализации раскрыты в теориях, разработанных 3. Фрейдом, Ч. Кули, Дж. Мидом, Ж. Пиаже, Э. Эриксоном, Л. Колбергом, Дж. Клаузеном, Н. Смелзером, П. А. Сорокиным, Л. С. Выготским и другими исследователями. Как правило, социализация рассматривается во взаимосвязи с развитием личности и общением индивида с окружающим его миром.

Так, Нейл Смелзер выделяет четыре психологических механизма социализации:

1) имитацию – осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения;

2) идентификацию – усвоение детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных;

3) стыд – переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;

4) чувство вины – переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя вне зависимости от других людей.

Первые два механизма являются позитивными. Стыд и вина рассматриваются как негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение.

Отечественные психологи, исследующие проблемы развития и социализации личности (Р. С. Немов, Н. И. Шевандрин), к механизмам социализации относят:

идентификацию – отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация – процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;

подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.);

внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

социальную фасилитацию[1] – стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате чего их деятельность протекает свободнее и интенсивнее;

конформность – осознанное расхождение во мнениях с окружающими людьми, но внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении (Н. И. Шевандрин).

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста в качестве модели (эталона) поведения выступают образ жизни и поведение ближайших к нему взрослых, с которыми он находится в непосредственном общении (родители, воспитатели, учителя, соседи).

К указанным механизмам можно добавить смыслообразование – осознание значения определенного феномена, цели деятельности для себя и других и возникающая на основе смыслоопределения творческая деятельность.