Факторы оптимизации налогового менеджмента

На результативность применения различных методов оптимизации налоговых издержек хозяйствующего субъекта, как уже отмечено ранее, влияют внешние и внутренние факторы, представленные на рис. 5.1.

Рис. 5.1. Факторы оптимизации налогового менеджмента

Способы налогового планирования

Рассмотрим более подробно основные способы налоговой оптимизации, используемые хозяйствующими субъектами.

1. Переход на упрощенную систему налогообложения (УСН). Этот способ предусмотрен налоговым законодательством Российской Федерации. Упрощенная система налогообложения подразумевает уплату единого налога в отличие от общего режима налогообложения. Платить единый налог при определенных условиях выгодней и проще. Однако перейти на упрощенную систему налогообложения проблематично. Законодательство устанавливает жесткие требования к организациям, желающим перейти на единый налог. Приведем некоторые из ограничений:

• доход от реализации за последние девять месяцев до перехода на УСН не должен превышать установленной законодательством суммы;

• хозяйствующие субъекты, осуществляющие некоторые виды деятельности (например, страховщики, банки, ломбарды, нотариусы, адвокаты), не могут перейти на упрощенную систему налогообложения. Полный перечень ограничений представлен в п. 3 ст. 346 Налогового кодекса РФ.

Упрощенная система налогообложения предполагает один из двух вариантов уплаты налогов:

1) 6% с доходов;

2) 15% с разницы между доходами и расходами.

Организациям с небольшой суммой расходов целесообразнее платить 6% с дохода. Организациям, имеющим большие расходы, рекомендуется платить 15% с разницы между доходами и расходами. Выбрав одну их двух схем, компания обязана будет работать по ней три года. По истечении трех лет схему можно поменять.

2. Смена места регистрации в Российской Федерации. Существуют территории, где нет местной составляющей налогов. Например, на Алтае налог на имущество организаций имеет ставку 0%. Однако следует тщательно изучить систему налогообложения такого региона, потому что в подобных областях могут быть установлены дополнительные сборы, перекрывающие нулевую ставку некоторых налогов.

Существуют территории, в пределах которых действуют налоговые льготы, – так называемые офшорные зоны. В этих зонах действуют определенные льготы для зарегистрировавшихся хозяйствующих субъектов. Необходимо оценить целесообразность этой юрисдикции так как имеют место риски изменения действующего регионального законодательства. Однако и риск потерять предприятие также велик, поскольку политика таких территорий может меняться совершенно непредсказуемо.

3. Смена состава учредителей. Если в составе учредителей есть государство, это может повлечь запрет на некоторые виды деятельности – реструктуризацию, передачу имущества, распределение доходов и некоторые другие. Идеальная ситуация, когда учредитель – головная компания, доли в уставном капитале которой принадлежат владельцам бизнеса – резидентам нашей страны.

Существуют исключительные случаи, когда единственным учредителем является некая организация инвалидов. В этом случае НДС, налог на прибыль организаций, транспортный налог, налог на имущество организаций выпадают из схемы налогообложения компании. Однако стоит отметить, что при такой ситуации компания сильно ограничивает круг своих контрагентов, так как с ней, скорее всего, не будут иметь дело компании – плательщики НДС.

4. Влияние с помощью учетной политики на сроки уплаты налогов, в том числе на перенос уплаты налогов на более поздний срок.

5. Переоценка имущества. Приглашенный независимый эксперт за отдельную плату переоценивает одну дорогостоящую группу основных средств. Это становится возможным благодаря износу, т.е. амортизации, основных средств. Однако уменьшить стоимость средств на процент износа невозможно без переоценки. Сокращается стоимость основных средств – сокращается налог на имущество организаций.

При подобном сокращении налога на имущество амортизация в меньшей сумме переносится на расходы в бухгалтерском учете, а это – увеличение налога на прибыль, и сам налог на имущество уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль, следовательно, налога на прибыль организация будет платить больше. Предположим, что уменьшили стоимость основных средств на 100 000 руб. – экономия на налоге на имущество составила 2200 руб. Дорогостоящие основные средства, как правило, относятся к 5–7-й амортизационным группам. Следовательно, сумма амортизации в бухгалтерском учете снизится в среднем на 14 285 руб., сумма налога на имущество уменьшит налоговую базу по прибыли на 2200 руб., бухгалтерская прибыль увеличится на 16 485 руб., налог на прибыль при этом увеличится на 528 руб., но в налоговом учете амортизация не изменится. Общая экономия от оптимизации составит 1672 руб. по налогам, но в бухгалтерском учете эта оптимизация приведет к тому, что увеличатся постоянные налоговые разницы и по ним необходимо будет организовать учет. Однако надо учесть при этом и выгоду собственников, так как увеличивается балансовая нераспределенная прибыль и ее можно направить на выплаты дивидендов.

6. Создание дочерних предприятий с целью ведения параллельной деятельности. На балансе базового предприятия остаются основные фонды, прибыль базового предприятия поддерживается на минимальном уровне. Происходит перераспределение деятельности и фондов между этими компаниями. Например, сделки отдаются в ведение дочерней компании. Согласно российскому законодательству налоговую ответственность будет нести основное предприятие, на котором практически не ведется никакая деятельность или нет имущества, облагаемого налогом.

7. Договор комиссии. Этим способом пользуются практически все магазины. По договору комиссии магазин принимает от оптовика товар на реализацию, обязуется продать товар и перечислить оптовику деньги. Таким образом, право собственности на товар не переходит к магазину, следовательно, он не платит налог на имущество организаций.

При оценке эффективности налогового планирования выделяются направления: установление величины отклонений фактических результатов от плановых, анализ причин; определение системы показателей, характеризующих эффективность разработанных методов.

Результаты налогового планирования и оптимизации необходимо оценивать не только суммами уменьшенных налогов и принесенных выгод, но и уменьшением возможного ущерба и издержек, которые были бы неизбежны при ведении хозяйственной деятельности без учета существующих особенностей налогообложения, а также эффекта от реинвестирования налоговой прибыли.

Ключевую роль для выработки управленческих решений в налоговом планировании и оптимизации играет аналитическая стадия обработки информации, поступающей как от налогоплательщиков, так и от официальных органов.

Эффективность налогового планирования определяется с помощью ряда коэффициентов, общая схема расчета которых предусматривает отношение совокупности налоговых издержек или отдельных составляющих к объему продаж, себестоимости или прибыли. Показатели могут рассчитываться как в долях единицы, так и в процентах, о чем подробно будет сказано в главе 6 данного учебника.