Факторный анализ в педагогике

Что бы вы сказали про агронома, врача или инженера, которые не знали бы и не могли объяснить, от чего зависит урожайность сахарной свеклы, возникновение мигрени или прочность моста? То же самое мы должны будем сказать и об учителе, слабо представляющем себе продуктогенные причины эдукации.

Вне всякого сомнения, знание их составляет сердцевину педагогической подготовки. Исследование этих причин, конструирование из них эдукационных факторов носит название факторного анализа.

Современный факторный анализ – развитая математическая дисциплина. Его задачи в педагогике состоят в том, чтобы, во-первых, разработать способы непротиворечивого выделения продуктогенных причин, во-вторых, раскрыть механизм конструирования из них факторов и, в-третьих, объективно исследовать эти факторы, определить вклад каждого в конечный продукт, установить иерархию (соподчиненность) между ними. По мере накопления новых знаний с помощью факторного анализа можно приступать к решению более сложных задач: установлению межфакторных взаимосвязей, уточнению областей и пределов действия педагогических закономерностей.

Главное положение факторного анализа в педагогике основывается на том, что эдукационные причины, несмотря на их разнородность, изменчивость и сложность для диагностики, могут быть выделены, пересчитаны, ранжированы и исследованы объективными методами, сведены к относительно небольшому числу общих, комплексных и генеральных факторов.

О том, что между всеми эдукационными причинами существуют связи, известно давно. Но такое знание мало что дает: опираясь на него, невозможно ни предвидеть, ни проектировать наступление будущих событий. Необходимо иметь точную характеристику взаимосвязи – ее количественное значение и характер. Количественное выражение связи между различными причинами называется коэффициентом корреляции, а характер взаимосвязи иллюстрируется с помощью кривой. Если в качестве базисного фактора выступает продуктивность, то коэффициент корреляции показывает, как связаны все другие причины с этим базисом (т.е. как они влияют на продуктивность ЭП). На основе установленных коэффициентов корреляции, собственно, и осуществляется факторный анализ, определяющий, как причины одного порядка, места и времени действия объединяются в группы факторов.

Факторный анализ в педагогике опирается на соответствующий раздел математики, где разработана процедура вычленения факторов из многообразия причин (переменных). Один из основателей данного метода американский психолог Луис Терстоун (1887–1955) подчеркивал, что факторный анализ играет роль общего инструмента моделирования.