Лекция 9. Власть и властные отношения

В результате изучения материала главы студент должен:

знать

• сущность и структуру властных отношений в организации;

• проблемы власти в организационном поведении;

• основания позиционной и личной власти;

уметь

• усиливать свой властный потенциал в организации;

• выделять в организационной структуре должности с различными источниками власти;

владеть

• методами реализации власти;

• навыками анализа ситуаций, пригодных для использования власти.

Проблематика власти и властных отношений стала рассматриваться специалистами по управлению позже, чем другие традиционные темы менеджмента – лидерство, мотивация, планирование и др. Внимание к этой сфере организационного поведения было привлечено в связи с запросами выпускников западных школ бизнеса. Очень часто они приходили к своим бывшим учителям и говорили о том, что у них есть много хороших идей по поводу улучшения работы компании, в которой они трудятся, но их никто не слушает. Стало очевидным, что для успеха в бизнесе мало обладать знаниями и генерировать инновации, важно заработать авторитет, заставить себя слушать и подчиняться себе. Для этого нужно использовать специфические, частью скрытые технологии. О них не принято было говорить в университетах. Рассмотрение традиционных тем менеджмента велось с очень понятных и выверенных морально-этических позиций. Студентам давали знания о том, как должны обстоять дела в идеальных организациях для их эффективного функционирования. Вообще складывалось впечатление, что менеджеры – это "паиньки", только и думающие о том, как сделать свое дело лучше, как более разумно достичь организационных целей.

Понятно, что в реальной жизни все не так. Человек прежде всего думает о своей собственной выгоде. Занимая должность, он должен позаботиться о том, чтобы ее не потерять, увеличить свой доход и повысить статус, а уже затем начинает реализовывать какие-то идеи, идущие на благо бизнеса.

Студенты школ бизнеса на своем опыте поняли, как важно не идеализировать организацию, менеджмент и организационное поведение. Завоевать власть и использовать ее себе на благо – было и будет важнейшим направлением работы любого управленца, начиная от президента и заканчивая мастером в цеху. Таким образом, проблематика власти не только существенно дополнила понимание организационного поведения, но и создала некую иную методологическую основу для его исследования и интерпретации.

Понятие властных отношений

Определений власти множество, но самые существенные различия наблюдаются в концептуальных трактовках данной категории в политологии, экономике и теории менеджмента.

В отечественной политологии речь идет, прежде всего, о государственной власти. Существуют законные (выборы) и незаконные (перевороты) механизмы для обретения такой власти, а также многочисленные способы ее использования. Выстраивание властных отношений на государственном уровне называется политикой. В западной традиции понятия "власть" и "политика" трактуются гораздо шире: они соотносятся не только с государством и партиями, но и любыми другими организациями. В связи с этим видный российский специалист по социальному управлению В. П. Пугачев предложил использовать понятие "микрополитика" для обозначения властных отношений в организациях и как бы противопоставить их власти в макрополитике, которая осуществляется на уровне государства. В данном параграфе нами используется словосочетание "властные отношения", но в западных изданиях очень часто можно встретить и выражение "политические отношения".

В экономической теории власть – это прежде всего зависимость, связанная с монополизацией. Неслучайно саму монополию часто называют рыночной властью (bargaining power). Здесь речь идет о власти выторговывать для себя наилучшие условия. Такой властью обладают те субъекты экономических отношений – поставщики, клиенты, рабочие и др., которые обладают специфическими, часто уникальными ресурсами, необходимыми другим субъектам. Например, поставщик обладает властью над компанией, если только он способен производить данный вид комплектующих, необходимых для сборки готовой продукции. Тогда он может, что называется, выкручивать руки, повышать цену, диктовать сроки поставки. Но как только проявится второй поставщик аналогичных комплектующих, первый потеряет свою рыночную власть.

В менеджменте власть интерпретируется в бихевиористском ключе как возможность изменять поведение других людей в желательную сторону. В этом определении важно каждое слово. Во-первых, власть – это возможность. Ею можно воспользоваться или не воспользоваться. Все зависит от человека. Есть властные люди, которые используют каждую удобную ситуацию, чтобы повысить свой статус и воздействовать на окружающих. Другие люди совсем не хотят этого и, даже обладая властью, пользуются ей мало или вообще не пользуются. Во-вторых, власть – это манипулирование. Мы изменяем поведение человека в желательную для нас сторону. Насколько это полезно для организации – вопрос уже другой. Наконец, в-третьих, речь идет именно об изменении поведения, а не о создании системы мотивации, воспитании и не о чем бы то ни было еще. Мы просто изменяем поведение человека, над которым имеем власть, и он ведет себя не так, как если бы он был свободен и старался вести себя в соответствии со своими интересами. Если он будет иметь власть над нами, ситуация изменится на противоположную.