Лекция 6. Этикет управленческих взаимодействий на государственной и муниципальной службе

Следование требованиям этикета необходимо в .любой жизненной ситуации, но есть профессии, в которых оно особенно важно, подчас определяя успех дела или предопределяя его позитивные результаты. К таким профессиям относится самый широкий слой руководителей, управленцев и государственной, и муниципальной, и негосударственной сферы. Государство сегодня остро нуждается не только в профессиональных, нравственных, культурных кадрах аппарата управления всех уровней, безупречное попечение которых является гарантом высокого имиджа и авторитета власти.

Специфика такого рода профессиональной деятельности, как государственная и муниципальная служба, особенности социально-правового статуса государственного и муниципального служащего и вытекающих из пего соответствующих служебных ситуаций позволяют говорить об этикете государственных и муниципальных служащих (служебном этикете) как одном из видов делового этикета.

Этикет государственных и муниципальных служащих — совокупность специфических правил, регламентирующих их служебное поведение, внешние проявления взаимоотношений между людьми в процессе их профессиональной деятельности, во всем многообразии форм служебного общения во внутренней среде и с внешней средой.

Полифункциональность деятельности государственных и муниципальных служащих и многообразие служебных ситуаций, требующих регламентации поведения соответствующими правилами этикета, определяют и различные виды этикета, обслуживающие эти ситуации. Каждому типу общения и каждой конкретной ситуации соответствуют свои — неписаные или вербализованные в нормативных документах — правила поведения, дифференцирующими признаками которых могут выступать служебный статус, пол, возраст, характер социальных ролей и связей и т.п. Эти модели поведения включают особенности приветствия, представления и обращения, внешнее оформление деловой встречи, беседы, деловых переговоров и приемов, совещаний, телефонных разговоров и деловой переписки, а также манеры поведения, внешнего облика и культуры речи гражданского служащего.

В системе государственной и муниципальной службы отношения строятся на основе жесткой субординации, а ролевая структура личности служащего представлена множеством разных, зачастую противоречивых социальных ролей. Каждый вид общения (например, подчиненного и руководителя, коллег, чиновника и посетителя) обладает достаточной спецификой и строится на основе своих, выработанных практикой правил этикета. Эти правила не противоречат основным принципам общепринятого этикета, ориентированного на честь и достоинство человека как высшую ценность, а лишь конкретизируют их, трансформируясь под воздействием специфики субординационных деловых отношений и конкретной служебной ситуации.

Взаимоотношения руководителя и подчиненного: требования этикета

Каждый управленец, независимо от должностного статуса, обязан руководствоваться общепринятыми нормами и правилами этикета, основанными на принципах гуманизма, целесообразности, эстетической привлекательности и уважении традиций, что предполагает взаимную вежливость, взаимопонимание и доброжелательность, внимательность и чуткость в отношении к окружающим, настрой на сотрудничество.

Однако специфика системы управления, несимметричность официальных отношений и господство принципа субординации потребовали выработки специальных правил служебного этикета, которые бы оформляли и направляли поведение и взаимоотношения сторон управленческого процесса в повседневных служебных ситуациях. При этом необходимо помнить, что ситуационный характер этикета обнаруживает себя в том, что одно и то же правило может быть обязательным в одном конкретном случае и совершенно неуместным и даже непозволительным в другом.

Знание правил служебного поведения, умение правильно ими пользоваться и в каждой конкретной ситуации находить единственно правильную линию поведения необходимы современному руководителю еще и потому, что практически три четверти его рабочего времени, по подсчетам специалистов, проходят в общении с людьми, причем чаще всего в ситуациях неравного статуса сторон.

Ситуационный характер делового этикета определяет и особенности правил, регулирующих взаимоотношения руководителя и подчиненных в различных служебных ситуациях.