Лекция 3. Выбор стратегии

Заключительным этапом является выбор одной из предложенных стратегий в качестве отправной точки стратегического планирования (табл. 5.13).

Таблица 5.13

Выбор стратегии

Уровень зрелости отрасли, рынка, сегмента

стадия зарождения

стадия роста

стадия зрелости

стадия старения

Конкурентная позиция компании в отрасли

Доминирующая

Стратегия – агрессивный захват доли рынка:

• цели по росту продаж – выше роста рынка;

• конкурентные преимущества – разрабатывать инновации;

• уровень инвестиций* – высокий, инвестировать более высокими темпами, чем рост доли рынка

Стратегия удержания позиции и сохранения доли рынка в отрасли:

• цели по росту продаж – удерживать рост немного выше роста рынка или равным ему;

• конкурентные преимущества – разрабатывать инновации;

• уровень инвестиций – соответствует росту компании, только на поддержание темпа роста

Стратегия удержания позиции и сохранения доли рынка в отрасли:

• цели по росту продаж – удерживать рост равным росту рынка;

• конкурентные преимущества – сохранять

на существующем уровне;

• уровень инвестиций – сокращать, только

на удержание доли рынка

Стратегия удержания позиции и сохранения доли рынка в отрасли:

• цели по росту продаж – максимально длительное время сдерживать падение, инвестировать только при сокращении продаж

I Сильная

Стратегия агрессивного захвата доли рынка:

• цели по росту продаж – выше роста рынка;

• конкурентные преимущества – укреплять существующие качества товара или услуги;

• уровень инвестиций – высокий, инвестировать более высокими темпами, чем рост доли рынка; особое внимание уделить инвестициям в укрепление конкурентных преимуществ

Стратегия удержания позиции и сохранения доли рынка в отрасли:

• цели по росту продаж – удерживать рост немного выше роста рынка или равным ему;

• конкурентные преимущества – укреплять существующие качества товара или услуги;

• средний уровень инвестиций – сохранять только те инвестиции, которые напрямую приведут к росту рынка (в кратко- и среднесрочном периодах)

Стратегия удержания позиции и сохранения доли рынка в отрасли:

• цели по росту продаж – удерживать рост равным росту рынка;

• конкурентные преимущества – сохранять

на существующем уровне;

• инвестировать только при сокращении продаж

Стратегия удержания позиции и сохранения доли рынка в отрасли:

• цели

по росту продаж – максимально длительное время сдерживать падение;

• сокращение затрат для максимизации прибыли;

• по возможности отказаться от реинвестиций

Конкурентная позиция компании в отрасли

Благоприятная

Стратегия выжидания. Ждать благоприятной ситуации для быстрого захвата доли рынка:

• цели по росту продаж – выше роста рынка

и равным ему;

• конкурентные преимущества – укреплять существующие качества товара или услуги;

• выборочное инвестирование, только в проекты, способные значимо улучшить конкурентное преимущество компании

в отрасли

Стратегия выжидания. Ждать благоприятной ситуации для быстрого захвата доли рынка:

• цели по росту продаж – равный росту рынка;

• конкурентные преимущества – укреплять существующие качества товара или услуги;

• выборочное инвестирование – только

в проекты, способные значимо улучшить конкурентное преимущество компании в отрасли

Стратегия захвата рыночных ниш и сильной дифференциации:

• цели по росту продаж – равный росту рынка;

• конкурентные преимущества – сохранять

на существующем уровне;

• сократить инвестиции

до минимально

необходимого

уровня

Стратегия сокращения затрат и подготовки выхода с рынка:

• инвестиции минимальны либо отсутствуют

Неустойчивая

Стратегия выживания и сохранения доли рынка:

• цели по росту продаж – равный росту рынка;

Стратегия захвата рыночных ниш и сильной дифференциации:

• цели по росту продаж – равный росту рынка;

Стратегия захвата рыночных ниш и сильной дифференциации. При невозможности – выход с рынка:

Стратегия сокращения затрат и подготовки выхода с рынка:

• инвестиции отсутствуют

Конкурентная позиция компании в отрасли

• конкурентные преимущества – укреплять существующие качества товара или услуги;

• выборочное инвестирование – только в проекты, способные значимо улучшить конкурентное преимущество компании

в отрасли

• конкурентные преимущества – укреплять существующие качества товара или услуги;

• выборочное инвестирование – только

в проекты, способные значимо улучшить конкурентное преимущество компании в отрасли; быть более аккуратным с инвестициями, возрастает риск низкой окупаемости

• цели по росту продаж – равный росту рынка;

• конкурентные преимущества – сохранять

на существующем уровне;

• инвестиции минимальны либо отсутствуют

Слабая

Стратегия: либо инвестировать и развивать конкурентные преимущества, либо уходить с рынка

Стратегия: либо инвестировать и развивать конкурентные преимущества, либо уходить с рынка

Стратегия: либо инвестировать и развивать конкурентные преимущества, либо уходить с рынка

Выход с рынка, закрытия бизнеса с минимальными затратами

* Под инвестициями понимаются все затраты компании, необходимые для существования и развития товара на рынке (затраты на новое оборудование, затраты на обучение персонала, затраты на рекламу и маркетинговые исследования и пр.).