Этапы фундаментального анализа

Фундаментальный анализ предполагает два основных алгоритма определения целевой цены.

Первый подход при оценке справедливой стоимости акций предполагает последовательный анализ перспектив компании и ее акций сверху-вниз. Сначала аналитик проводит макроэкономический анализ, пытается анализировать факторы, которые могут повлиять на рыночную стоимость акции. Потом он переходит к отраслевому анализу, пытается учесть те специфические тенденции, которые характерны именно для данной отрасли. И наконец, он останавливается на анализе предприятия, оценивает его перспективы и долю на рынке, особенности корпоративного управления, структуры капитала, анализирует его производственную деятельность, сбытовую сеть и другие факторы, которые могут оказать влияние на изменение доли и перспектив компании на рынке. Последним этапом аналитик пытается оценить справедливую стоимость компании, исходя из всех предыдущих исследований. Причем при оценке справедливой стоимости он может применять сразу несколько подходов – затратный, доходный и сравнительный, пытаясь получить наиболее верную оценку справедливой стоимости.

Возможен и другой подход, снизу-вверх. То есть, наоборот, сначала аналитик рассматривает конкретное предприятие, потом перспективы отрасли, а затем оценивает, как изменение макроэкономических условий может сказаться на будущем состоянии данного предприятии и перспективах получения денежных потоков.

Но и первый, и второй подходы предполагают определенные этапы в определении прогнозной цены.

Существование первого этапа связано с тем, что на оценку стоимости будущих денежных потоков оказывают влияние макроэкономические факторы, определяющие макроэкономическую ситуацию в стране. Это составляет первый этап фундаментального анализа, который связан с макроэкономическим прогнозом. Как ни странно, это один из самых сложных этапов, которым аналитики часто уделяют очень мало внимания.

С этим этапом тесно связан этап отраслевого анализа, пытающегося оценить перспективы данной отрасли в условиях сложившихся макроэкономических условий. На этом этапе аналитик пытается ответить на вопрос, что в будущем произойдет с денежными потоками компании, работающей в данной отрасли.

Наконец, последний этап предполагает оценку именно анализируемой компании. Для этого проводится маркетинговый анализ, оцениваются преимущества и недостатки компании, ее сегодняшнее финансовое состояние, уровень корпоративного управления, перспективы и на основании полученной финансовой отчетности и сделанных прогнозов относительно перспектив компании и вероятности получения в будущем определенных денежных потоков рассчитывается прогнозная цена компании. После чего эта прогнозная цена сравнивается с рыночной и даются рекомендации – покупать или продавать акции компании. В случае если прогнозная цена превышает рыночную, дается рекомендация – покупать, а если прогнозная цена меньше рыночной, дается рекомендация – продавать. Если прогнозная и рыночная цены совпадают, аналитик оценивает перспективы компании наравне с рынком.

Макроэкономический анализ

Для чего нужен макроэкономический анализ, для чего учитывать макроэкономические факторы, которые могут повлиять на изменение наших представлений об оценке справедливой стоимости, о том, что может произойти в будущем с денежными потоками корпорации? Во-первых, стоимость акции любых корпораций зависит от общего состояния финансового рынка. Хотим мы того или нет, но динамика курсовой стоимости любой компании очень сильно зависит от общего движения цен на фондовом рынке. Причем существует связь динамики акции компании как с национальным, так и с мировым финансовым рынком. Во-вторых, динамика цен акций отдельной компании может очень сильно зависеть от того, на каком цикле находится мировая и национальная экономика, поскольку от этого зависит и прогноз величины денежных потоков, которые может генерировать данная компания.

В макроэкономическом анализе очень важно понимать, что фондовый рынок в свою очередь является частью финансового рынка, где происходит трансформация сбережений в инвестиции. Другой важной составной частью финансового рынка является кредитный рынок, рынок ссудного капитала, где потребители финансовых ресурсов получают возможность привлекать финансовые ресурсы в виде кредитов у банков. При этом между рынком ссудного капитала и рынком ценных бумаг существует очень четкая взаимосвязь. Определяющей при этом является динамика процентных ставок.