Эстетические свойства товаров

Эстетические свойства обеспечивают способность товара выражать в чувственно-воспринимаемых признаках красоту, художественную ценность. В восприятии людей эстетические свойства товара субъективны, поскольку человек воспринимает их соответственно индивидуальной потребительской культуре; в зависимости от исторических, национальных, возрастных особенностей, воспитания, религиозных взглядов, образа жизни.

Эстетические свойства удовлетворяют прежде всего духовные потребности человека.

Развитие и достаточно полное удовлетворение духовных и социальных потребностей положительно отражается на материальных потребностях человека, которые постепенно облагораживаются, становятся более рациональными и утонченными.

Эстетические показатели используются для характеристики художественной ценности товара и подразделяются на показатели информационной выразительности, рациональности формы, целостности композиции и совершенства производственного исполнения.

Информационная выразительность - это возможность объекта отражать в форме различные социально-эстетические идеи и представления (знаковость); наличие в форме изделия совокупности признаков, обусловливающих его отличие, непохожесть на подобные изделия, но в то же время подчиненных основному композиционному замыслу (оригинальность), отражение в форме устойчивых черт, определяющих соответствие изделия современному уровню общественного и культурного развития или конкретному функциональному комплексу (стилевое соответствие); выявленность в форме отдельных признаков, характеризующих эстетические взгляды сегодняшнего дня (соответствие моде).

Художественный стиль - устойчивое единство образной системы и выразительных средств, характеризующее своеобразие крупной художественной эпохи, или конкретного художественного направления, или манеры отдельного художника.

Мода (от лат. Modus - образ) - нравы или предпочтения в отношении одежды, предметов быта, искусства, преобладающие в определенной среде, сохраняющиеся в течение короткого времени и получающие широкое распространение в обществе.

В своем развитии мода проходит четыре этапа: 1) этап яркой индивидуальности, когда отдельные потребители (лидеры) начинают интересоваться новинкой; 2) этап подражания, когда новинкой начинают интересоваться и другие потребители, движимые желанием подражать лидерам; 3) этап массового распространения; 4) этап упадка, когда потребители начинают переключаться на другие направления моды.

Рациональность формы - это выявление в форме объекта выполняемой им функции, конструктивного решения, особенностей технологии и примененных материалов (функционально-конструктивная приспособленность); особенностей работы с объектом (целесообразность).

Целостность композиции характеризует рациональность использования композиционного решения объекта, согласованность и соразмерность его формы (масштабность, пропорциональность, ритмичность и тому подобные характеристики). Она включает в себя выяснение логики построения формы товара в соответствии с его назначением (организованность объемно-пространственной структуры); выявление в форме товара его реальной структуры и закономерностей конструктивного решения (тектоничность); обеспечение выразительности формы с помощью нюансировки ее частей и целого (пластичность); характерность очертания формы объекта в целом и деталях, а также элементов знаковой информации (графическая прорисованность формы); взаимосвязь и сочетание цветов (цветовой колорит).

Совершенство производственного исполнения характеризует товарный вид изделия и определяется качеством выполнения видимых элементов формы, качеством покрытий, отделкой поверхностей, чистотой выполнения сочленений, закруглений и сопряжений, а также их соответствием художественно-конструкторскому замыслу; четкостью исполнения фирменных знаков и указателей, сопроводительной документации и информационных материалов.

Например, номенклатура эстетических показателей фарфоровой посуды включает такие показатели, как процент белизны изделия, показатель просвечиваемости, показатель совершенства производственного исполнения, точность воспроизведения образца (эталона), точность воспроизведения авторского образца, степень совершенства формы, степень совершенства декора, степень целостности композиции, показатель блеска заглазурованной поверхности, измеряемые в баллах.